Управление Ростехнадзора по Калужской области

Развитие механизмов внешней политики Европейского Союза в современных условиях

Поэтому, в данной публикации мы попытаемся через призму изменений, которые происходят в организации и деятельности Европейского Союза, в целом, исследовать и прогнозировать перспективы развития правовых инструментов, с помощью которых ЕС реализует свою внешнеполитическую функцию.  Отдельно также рассмотрим деятельность институционального механизма ЕС, по принятию правовых актов в сфере внешней политики, с учета изменений, предусмотренных Договором о Конституции для Европы, хотя он еще и не вступил.

Д.В. Луканин верно отмечает, что система внешних отношений Европейского Союза "состоит из двух основных блоков: во-первых, собственное представительство на международной арене во всем многообразии форм его воздействия - от торгово-экономического сотрудничества с государствами-членами и кандидатами, третьими странами и международными организациями и до уровня дипломатических представительств, во-вторых, взаимодействие в рамках общей внешней политики и политики безопасности, которая является специфической сферой регулирования взаимоотношений исключительно стран-членов "1, с. 66.

По мнению В. Посельский, ЕС, согласно учредительных договоров, может формально брать на себя международные обязательства в шести областях: торговая политика, ассоциативное партнерство, валютная сфера, научные исследования и технологическое развитие, окружающая среда, помощь развивающимся странам, а в целом "Суд ЕС признал за общиной право внешнего воздействия во всех сферах, где это следует из ее внутренних нормативных полномочий (принцип соответствия компетенций) или даже вне их" 2, с. 110.

Таким образом, в силу ограниченного объема публикации, мы рассмотрим лишь некоторые элементы системы правового регулирования внешних сношений ЕС, которые по нашему мнению представляют наибольший научный и практический интерес.

На современном этапе двустороннего сотрудничества между Украиной и ЕС, большое значение имеет правовое регулирование торговой политики ЕС, в частности, в ее внешнем контексте.

Торговые сделки заключаются в рамках общей торговой политики ЕС, которая базируется на единых принципах, "относительно изменений тарифных ставок, заключения тарифных и торговых соглашений, достижение унификации мер по либерализации экспортной политики и мер по защите торговли ..." (ч. 1 ст. 133 Договора об учреждении Европейского Сообщества). Частью 3 настоящей статьи предусмотрен порядок заключения этих торговых соглашений, в частности "если возникает необходимость в переговорах о заключении соглашений с одним или более государствами или международными организациями, Комиссия делает рекомендации Совету, который поручает Комиссии начать необходимые переговоры. Комиссия проводит эти переговоры, консультируясь со специальным комитетом, который назначается Советом с целью помочь Комиссии по этому делу и действует в рамках тех директив, которые Совет может определить для него ".

Фактически, полномочия предусмотрены ст. 133 Договора об учреждении Европейского Сообщества действительно охватывают довольно широкую сферу правоотношений, включая вопросы помощи развивающимся странам. Поскольку данная сфера относится к исключительной компетенции И опоры ЕС, т.е. Европейских Сообществ, соответственно государства-члены не вправе заключать международные договоры по этому кругу вопросов.

Относительно заключения ЕС соглашений об ассоциации (а установление именно такого типа отношений Европейского Союза с Украиной сейчас активно обсуждается), то согласно ст. 310 Договора об учреждении Европейского Сообщества, "Совет ЕС может заключать с государствами или международными организациями соглашения о создании ассоциаций, предусматривающие взаимные права и обязанности, совместные действия и особые процедуры сотрудничества". Учитывая сходство соглашений об ассоциации и соглашений о партнерстве и сотрудничестве (Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Европейскими сообществами их государствами-членами и Украиной 1994 г., которая вступила в силу 1 марта 1998 г. на данный момент является основной правовой базой урегулирования отношений между ними) , можно утверждать, что возможность заключения соглашения об отношениях ассоциации ЕС с Украиной является скорее политическим, а не правовым вопросам, хотя, конечно, зависит и от выполнения нашим государством положений действующего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве и ряда других внутри-и зовнишньодержавних факторов.