Управление Ростехнадзора по Калужской области

Комплексный правовой анализ внешней политики Европейского Союза в условиях его расширения

Комплексный правовой анализ внешней политики Европейского Союза в условиях его расширения

Конечно, ст.12 Договора о Европейском Союзе не дает исчерпывающего перечня правовых средств реализации общей внешней политики и политики безопасности ЕС. В том числе, важным инструментом СЗППБ выступают международные договоры, заключенные в соответствующей сфере. Учитывая, что на данный момент, Европейский Союз, в отличие от Европейских Сообществ, не наделен в полном объеме международной правосубъектностью, однако, в этой сфере ЕС получил полномочия заключать договоры от своего имени. В ст. 24 Договора о Европейском Союзе указано, что Совет ЕС в случае необходимости совершения сделки с определенными государствами или международными организациями ..., может уполномочить председательствующую государство-член, опирающейся на помощь Комиссии, начать и вести переговоры с этой целью ".

Стоит также отметить, что на практике применяются и другие инструменты СЗППБ ЕС, в частности, заявления, декларации, постановления и т.д., которые по сравнению с вышеупомянутыми, имеют, в основном, политический характер, однако, тоже часто используются органами ЕС для урегулирования отношений в сфере совместной внешней политики и безопасности.

Договором о Конституции для Европы, который был подписан 29 октября 2004 года, однако, еще не вступил в силу в связи с необходимостью его ратификации 25 государствами-членами ЕС, предусмотрены определенные изменения в системе инструментов СЗППБ. В частности, ст. ИИИ-194 и ч. 3 ст. ИИИ-195 Договора предусмотрено, что инструментами СЗППБ ЕС признаются: европейские решения о стратегических интересов и целей Союза, европейские решения по определению общих принципов, европейские решения о действиях Союза, о позиции Союза, о реализации действий и позиций, а также об укреплении систематического сотрудничества государств-членов при осуществлении политики. То есть, мы видим, что приводя в Договоре о Конституции для Европы акты СЗППБ в соответствие с общей системой актов Европейского Союза, государства-члены, в принципе, не изменили их содержательных аспектов, которые были предусмотрены предыдущим учредительными договорами.

Таким образом, можно заметить, что правовой механизм внешней политики Европейского Союза (хотя мы и рассмотрели лишь отдельные его элементы) находится в постоянном развитии. Даже положения Договора о Конституции для Европы не могут предсказать окончательного варианта развития, как самого Европейского Союза так и правовых инструментов реализации его внешней политики. В этом случае лишь можно утверждать, что в отличие от сферы компетенции и опоры ЕС - Европейского Сообщества, в сфере внешнеполитической государства-члены неохотно отказываются от принципа межгосударственного сотрудничества в интересах наднационального начала, не желая уступать значительным объемом своих суверенных прав принимать самостоятельно решение по этому сфере.

Европейский Союз, безусловно, остается основным приоритетом и ориентиром для Украины на международной арене, поэтому, с учетом обострения общей политической ситуации на европейском континенте и в мире, в целом, необходимо разрабатывать нашу внешнеполитическую доктрину сотрудничества с ЕС в контексте существующих правовых процедур, при безусловном обеспечении национальных интересов.