Управление Ростехнадзора по Калужской области

Присоединение Украины к Международной конвенции - важный шаг на пути либерализации внешнеторговых отношений. Часть третья

Международная конвенция

В главе 6 «Таможенный контроль» совершенстве регламентируются определяющие аспекты одноименного вида деятельности. В частности, Стандартными правилами 6.1, 6.2 установлено, что все товары, включая транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию или вывозятся из нее, независимо от того, облагаются они пошлиной или налогами, подлежат таможенному контролю. При этом последний ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Следует отметить, что в действующем Таможенном кодексе Украины или вообще отсутствуют некоторые понятия, крайне необходимые для надлежащей регламентации таможенных правоотношений, или определение этих понятий является недостаточно четкими. Указанное, в свою очередь, мешает последовательному осуществлению таможенной политики в полном объеме, так как это делается в ведущих странах мира.

Зато положениями Киотской конвенции последовательно регламентируются такие понятия как «контроль на основании методов аудита», «выпуск в свободное использования / оборот», «компенсирующие продукты», «окончательное вывоз», «таможенный транзит», «операция таможенного транзита», «перегрузки» «каботажное транспортировки товаров», «переработка вне таможенной территории», «возвращение», «переработка товаров для свободного обращения», «временный ввоз» и т. д.

Так, главой 2 Генерального приложения понятия «контроль на основании методов аудита» определяется как совокупность мер, с помощью которых таможенная служба убеждается в правильности заполнения деклараций на товары и достоверности указанных в них данных, проверяя имеющиеся у причастных к декларированию лиц соответствующие книги учета счетов, документы, учетную документацию и коммерческую информацию.

А в главе 2 Специального приложения В приводится определение интересного понятие «компенсирующие продукты» - продукты, являющиеся результатом производства, переработки или ремонта товаров, относительно которых разрешено использовать режим переработки на таможенной территории.

По этому поводу привлекает внимание определение положениями Киотской конвенции различных таможенных режимов, а именно: выпуск в свободное использования / оборот, реимпорт, окончательное вывоз, режим таможенного склада, таможенный транзит и т. п., по месту в системе законодательства относятся к правовым институтам (совокупность правовых норм, регламентирующих однородные правоотношения.

В Специальном приложении Е приводится определение неизвестного для украинского законодательства (или неопределенного законодательно) режима перегрузки, под которым понимают таможенный режим, согласно которому товары перегружаются под таможенным контролем с транспортного средства, используемого при ввозе, на средство, которое используется при вывозе, на территории того же таможенного органа, при этом есть еще одновременно таможенным органом ввоза и вывоза.

В Приложении Е закрепляется определение еще одного неизвестного для нашего законодательства таможенного режима - каботажного транспортировки товаров, которая применяться (согласно условиям Киотской конвенции) до товаров:

находящихся в свободном обращении-

и / или, поступивших и незадекларированные (при условии, что эти товары были транспортированы морским (речным) судном другим, чем то, на котором они были ввезены на таможенную территорию-

загружаемых на морское (речное) судно в одном пункте на таможенной территории и транспортируются в другой на той же самой территории, где осуществляется их разгрузки.

В Специальном приложении О регламентируется таможенный режим временного ввоза. Следует отметить, что названный режим в общих чертах напоминает его определение согласно Стамбульской конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 [4].

Учитывая вышесказанное, приходим к выводу, что фактически некоторые приложения к Киотской конвенции по своему характеру (содержанию), структурой и значением тождественные в отдельных самостоятельных конвенций. Об этом также свидетельствуют и соответствующие положения ст. 4 Киотской конвенции (Приложение 1 к Брюссельского Протокола об изменении Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 p.), которыми устанавливается, что Генеральный приложение и каждый из Специальных приложений к настоящей Конвенции состоит, как правило, с Глав, на которые подразделяется соответствующее Приложение, и которые включают:

а) определение понятий-

б) Стандартные правила, некоторые из которых в Генеральном приложении являются Стандартными правилами с переходным сроком.

В каждом из Специальных приложений является Рекомендательные правила (в теории международного права указанные нормы относятся к так называемому мягкого права.

Каждый из Приложений обеспечивается Рекомендациями, которые не являются обязательными для Сторон Договора.

Учитывая положительность положений Киотской конвенции и ее ведущую роль в регламентации таможенных правоотношений, было бы целесообразным использовать ее положения так, чтобы они заняли надлежащее место в новом Таможенном кодексе Украины.

Таким образом, присоединение Украины к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур должно стать одним из определяющих шагов на пути вхождения в единую Европу.

Соловков Ю. П. Таможенники хотят иметь новый кодекс / / Голос Украины. - 2000. - 20 дек. - С 4.

Сао А. А. Международное таможенное право.- М., 1992. - С 137.

Молот С. А. Международное публичное право. - М., 1990. - С 39.

Завтур Д. Регламентация временного ввоза товаров - залог успешного осуществления внешнеэкономической деятельности / / Право Украины. - 2001. -  4. - С. 83-88.