Управление Ростехнадзора по Калужской области

Государственно-правовые гарантии защиты иностранных инвестиций. Часть четвертая

И, наконец, еще одним видом предусмотренных гарантий являются гарантии перевода прибылей, доходов и других средств, полученных вследствие осуществления иностранных инвестиций. Инвестиционные законы всех стран СНГ предусматривают этот вид гарантий. Право иностранного инвестора на трансферт доходов без специального валютного разрешения закреплено также законодательством Венгрии, Польши и Словакии. Специальные правовые нормы относительно перевода платежей и доходов в связи с инвестициями закреплены двусторонними Соглашениями о содействии и взаимной защите инвестиций. Характерной особенностью специального законодательства указанных стран и правовых норм упомянутых Соглашений является то, что они гарантируют право на беспрепятственный перевод платежей не только инвесторам, но и иностранным лицам страны инвестора, осуществляющих управленческие функции или другие трудовые обязанности на территории принимающей страны. Другой особенностью является то, что конструкция правовых норм допускает широкое толкование понятий «платежей и доходов». Так, законодательством указанных стран предусмотрено право иностранного инвестора после уплаты налогов все полученные суммы в связи с инвестиционной деятельностью конвертировать по обменному курсу в иностранную валюту и переводить их беспрепятственно за границу. Предусмотрено также, что иностранные лица после уплаты необходимых налогов имеют право за счет полученной заработной платы, других доходов, которые являются вознаграждением за работу, купить свободно конвертируемую валюту по официальному обменному курсу и беспрепятственно перевести ее за границу. Гарантии перевода прибылей, доходов и других средств, полученных вследствие осуществления иностранных инвестиций, установленные ст. 12 Закона «О режиме иностранного инвестирования». Согласно этой норме иностранным инвесторам после уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей гарантируется беспрепятственный и немедленный перевод за границу их прибылей, доходов и других средств в иностранной валюте полученных на законных основаниях вследствие осуществления иностранных инвестиций. Из ее содержания следует, что законодатель не различает средства, полученные от принудительных изъятий качестве компенсации вследствие причинения вреда, от перевода самих доходов и доходов. Примененный законодателем термин «. и других средств. » свидетельствует о возможности широкого толкования видов платежей, иностранный инвестор может переводить за границу. Украинский законодатель, в отличие от некоторых стран СНГ, последовательно в трех инвестиционных законах проводил положение о том, что доходы, доходы и другие средства, по которым предоставлялась гарантия их перевода, должны быть получены на законных основаниях только вследствие осуществления иностранных инвестиций. То есть, речь идет о наличии правовой связи между инвестированием и полученными доходами. Таким образом, за пределами правового регулирования относительно предоставления гарантий могут быть случаи получения иностранным инвестором средств, не связанных с его инвестиционной деятельностью (например, по личным обязательствам. Поэтому это обстоятельство необходимо учитывать в практике привлечения иностранных инвестиций.

Актуальным сегодня является вопрос об освобождении иностранных инвесторов от уплаты дополнительного 15-процентного налога при репатриации прибылей. Автор статьи отстаивает отмену дополнительного налога на репатриацию прибылей, учитывая, что сама прибыль, дивиденды и другие суммы доходов нерезидента облагаются в общем порядке по ставке ЗО процентов. В подтверждение этого тезиса можно сослаться на литовский инвестиционный закон, которым прямо установлено, что полученные иностранным инвестором доходы (прибыль), которые вывозятся за границу, не облагаются налогом.

Таким образом, сущность изложенного и проведен ретроспективный анализ инвестиционного законодательства Украины, Венгрии, Польши, Словакии и стран СНГ позволяют внести такие предложения относительно усовершенствования содержания ст. 10 Закона «О режиме иностранного инвестирования»: во-первых, предстоит разграничить компенсацию, которая выплачивается в случае принудительных изъятий собственности (национализация, реквизиция и т. п.), от возмещения убытков, причиненных государственными органами или их должностными лицами, во-вторых, установить, что все понесенные расходы и убытки иностранных инвесторов должны быть возмещены на основе рыночных цен инвестиции, в-третьих, сумма компенсации, выплачиваемая иностранному инвестору, должна быть адекватной размеру убытков и осуществляться из государственного бюджета Украины или из других источников в порядке, определяемом Кабинетом Министров- в-четвертых, предусмотреть, что сумма компенсации перечисляется в срок, который не может превышать трех месяцев- в-пятых, сумма компенсаций должна выплачиваться в валюте, в которой были осуществлены инвестиции, по официальному курсу, действовавшему на момент определения реальной стоимости инвестиции- в-шестых, установить, что с момента возникновения права на компенсацию и до момента ее выплаты на сумму компенсации начисляются проценты по коммерческой ставке, определяемой Национальным банком Украины. И, наконец, исходя из взятых Украиной обязательств на основании двусторонних Соглашений о содействии и взаимной защите инвестиций, предусмотреть выплату компенсации за убытки, причиненные вследствие войны или другого военного конфликта, введения чрезвычайного положения, беспорядков и других подобных событий.

Реализация указанных предложений, на мой взгляд, будет способствовать более эффективному обеспечению имущественных прав иностранных инвесторов на принципах, принятых в международной практике.