Управление Ростехнадзора по Калужской области

Соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества - залог стабильности иностранных инвестиций. Часть третья

Деятельность международного бизнеса неизбежно порождает многомерность налогообложения, вошедших в финансовую практику под названием двойного. Последнее сопряжено с внутригосударственными и межгосударственными финансовыми и торгово-экономическими отношениями. Его проявления можно классифицировать по следующим признакам:

1) налогообложения одного и того же объекта на разных уровнях государственной структуры одной страны (федерация, область, органы местного самоуправления)- 2) налогообложения доходов юридических лиц с последующим налогообложением этих же доходов как дивидендов акционеров данных хозяйственных единиц- 3) налогообложения об 'екта больше, чем один раз властями одного уровня (как правило, несколькими государствами. Если первые два признака носят внутренний характер, то третья имеет международный и является предметом межгосударственного регулирования.

Своеобразным спутником двойного налогообложения является уклонение от уплаты налогов. Конечно, почти для всех физических и юридических лиц уплата налогов не приносит удовольствия. Поэтому при ведении международного бизнеса компании пытаются так манипулировать потоками капиталов и прибылей между главной фирмой и ее филиалами, дочерними компаниями в разных странах, чтобы минимизировать налоговые обязательства перед любым государством. Уклонение от налогов столь же древнее явление как и сами налоги.

Однако в последние годы оно получило качественно новый характер, связанный, в первую очередь, с усложнением налоговых законов. Так, ранее уклонение от налогов осуществлялось в основном в форме сокрытия получаемых доходов, уклонение от регистрации деятельности в налоговом органе или фальсификации налоговых отчетов и деклараций. Эти действия - явное нарушение налогового законодательства, и налоговые власти стран в той или иной мере научились эффективно преодолевать данное явление. Но сегодняшняя практика нарушения налоговых законов показывает, что в мире происходит так называемый процесс минимизации налогов. Названа сторона дела масс два оттенка. Во-первых, существует общемировая мнение, что право налогоплательщика их избегать с использованием всех разрешенных законами средств не может быть оспорено. Действительно, данные действия не противоречат закону, и к лицам, их совершают, формально не могут быть применены любые санкции. С другой стороны, они направлены на уменьшение доходов государственных бюджетов, что может негативно сказываться на социальном, экономическом состоянии любого государства. Единственное средство борьбы с такими злоупотреблениями - совершенствование налогового законодательства, избежать в нем различных несогласованностей т. д.

Итак, проанализировав существования международных налоговых соглашений, можно сделать основные выводы.

Во-первых, на современном этапе не подвергается сомнению актуальность, необходимость и важность существования соглашений об избежании двойного налогообложения.

Во-вторых, такое соглашение следует рассматривать как документ, устанавливающий только налоговые льготы.

Главная ее задача - согласовать с тем или иным государством, в котором из двух договаривающихся стран могут или должны взиматься налоги с определенных видов доходов и имущества.

В-третьих, налоговое соглашение, как правило, подчеркивает право каждого из договаривающихся стран взимать налоги с сумм доходов, выплачиваемых из источников в данном государстве, либо с доходов, возникающих на его территории.

Дальше. Налоговое соглашение указывает, что любой иностранец или любая иностранная компания в принципе подлежат налогообложению в другом договорном государстве.

Названа соглашение содержит разное режим налогообложения, полученного от предпринимательской деятельности и так называемых инвестиционных доходов (дивидендов, процентов, доходов от авторских прав и лицензий. Указанное нужно обратить внимание при изучении налоговых соглашений. При этом, рассматривая вопросы налогообложения прибыли постоянных представительств, важно выяснить, что следует и что не следует относить к постоянному представительству, поскольку на практике могут быть ситуации, когда существование последнего может быть признано даже если иностранное лицо не имеет во второй стране какой-либо материальной базы, а действует через агента, имеющего полномочия на заключение контрактов от имени этого лица. Важно также отметить, что отсутствие в другом государстве постоянного представительства не означает освобождение там доходов или прибыли от обложения налогами.