Управление Ростехнадзора по Калужской области

Соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества - залог стабильности иностранных инвестиций. Часть вторая

Выбор той или иной конкретной формы взаимодействий базируется на принципе реципроцитета, который с точки зрения международного права означает взаимное признание определенных прав и корреспондирующих им обязанностей, в том числе и в налоговой сфере. Взаимном признании прав может быть оговорено в договоре (договорный реципроцитет), подтверждено дипломатическими каналами, принятием соответствующих внутренних законов, а также оно может существовать фактически (фактический реципроцитет. Согласно данному принципу государство устанавливает для иностранных физических и юридических лиц такой же налоговый режим, как и для собственных (национальных) налогоплательщиков при условии, что аналогичные правила действуют для ее налоговых субъектов в соответствующем иностранном государстве.

Общепризнанной является требование налоговой недискриминации. Действие названного принципа распространяется на всю сферу международных отношений, но особое значение имеет для международных налоговых отношений. Дискриминация в налоговой сфере проявляется в том случае, когда устанавливаются неодинаковые условия налогообложения доходов в зависимости от их происхождения или владельца последних. He-дискриминационные положения, как правило, содержатся как собственно в налоговых соглашениях, так и в других международных соглашениях и договорах, в которых наряду с другими решаются и налоговые вопросы (например, в соглашениях об основах взаимоотношений между двумя государствами.

Налоговая недискриминация включает три взаимосвязанные аспекты. Во-первых, недискры-минация в налоговой сфере означает предоставление резидентам другой страны такого же режима, как и резидентам собственного государства, т. е. национального. Второй аспект основан на использовании режима наибольшего благоприятствования и заключается в том, что налогообложение резидентов другой стороны в данном государстве к доходу, который приобретается ими через постоянное представительство в этой стране, не должно быть более обременяющим, чем налогообложение резидентов третьих стран, находящихся в аналогичной ситуации. И, наконец, каждая сторона сохраняет за собой право предоставления своим резидентам налоговых льгот без их обязательного распространения на резидентов другого государства.

Кроме того, она не обязана предоставлять резидентам другой договаривающейся стороны льготы по налогообложению, которые предусматриваются специальными соглашениями в отношении резидентов третьих стран. Надо заметить, что согласно условиям налоговых соглашений обязательство не применять дискриминационные меры действует в отношении любых налогов, а не только тех, которые охватываются соглашением.

Сейчас насчитывается большое количество разнообразных по форме и по содержанию налоговых соглашений и конвенций. Соглашения, которые в той или иной мере регулируют налоговые вопросы, можно разделить на две группы. Первая - собственно налоговые, вторая - другие международные соглашения и договоры, которые наряду с другими вопросами решают и налоговые. Соглашения первой группы включают различные типы соглашений.

Среди них можно выделить следующие: соглашения о предоставлении административной помощи- ограничены налоговые соглашения- общие налоговые соглашения- соглашения о налогах на наследственное имущество- соглашения о налогах на социальное страхование.

В мировой практике существуют и другие виды соглашений в сфере косвенного налогообложения. К ним, например, можно отнести директивы ЕС о гармонизации налогообложения в странах-чле-нах ЕС, о введении единого налога на добавленную стоимость, о принципах его взыскания, которые предотвращают возможности двойного налогообложения.

Уровень развития современного международного сотрудничества свидетельствует, что важное значение приобретает проблема урегулирования международных отношений по линии подоходных налогов с граждан и компаний. Особенно актуально эта проблема стоит перед странами, которые пытаются привлечь иностранные инвестиции, иностранные лицензии и ноу-хау, технические, строительно-монтажные, проектные и другие виды услуг. В эти страны, конечно, относится и Украина. И, как показывает практика нашего государства в сфере заключения соглашений об избежании двойного налогообложения с другими странами, уже сделано немало в этом направлении (подписано 44 сделки, из которых 36 вступили в силу, 8 - действующие соглашения СССР, 3 - ратифицированы только Украиной, но в силу не набрали (по состоянию на 1 января 2001 p.).

Надо сказать, что в большинстве государств внутреннее законодательство предусматривает специальные меры, касающиеся одностороннего избежания двойного налогообложения. Однако, как показывает практика, этого недостаточно для полного решения данной проблемы. Дело в том, что любые нормы и правила, которые устанавливаются в одностороннем порядке, не могут учесть всех различий и особенностей систем налогообложения, существующих в других странах (различные налоговые ставки, правила и нормы определения налогооблагаемой прибыли, различные льготы и другие не менее важные факторы. Приведенные вопросы могут быть согласованы только в рамках двусторонних соглашений.