Управление Ростехнадзора по Калужской области

Регламентация временного ввоза товаров - залог успешного осуществления внешнеэкономической деятельности. Часть четвертая

Успешная реализация положений Стамбульской конвенции возможна при условии единого подхода к регламентации рассматриваемого вида таможенных правоотношений. Поэтому, конечно, данной Конвенцией предусмотрено, что с вступлением в силу должны утратить силу (согласно приложению А к этой Конвенции) другие международно-правовые документы, среди которых: Брюссельские конвенции от 6 октября 1960 p., от 8 июня 1961 p., от 1 декабря 1964 p., от 11 июня 1968 p., от 8 июня 1970 p., Женевская конвенция от 9 декабря 1960 т.п.

Однако, осознавая прогрессивность положений Стамбульской конвенции, следует иметь в виду, что любые трудности в создании надлежащего международного права незначительные рядом с проблемой разработки принципов и механизмов его действенности и эффективности. История системы международного права знает множество примеров тщательно разработанных норм, которые на практике игнорировались. Достаточно лишь привести Пакт Келлога - Брианти 1928 г. и Устав Организации Объединенных Наций и их тщетные попытки предотвратить разжиганию войны, чтобы вспомнить банальный и риторический выражение: институты международного права не «сработали».

Опыт показывает, что нормы международного права «срабатывают» только и только там, где они чаще всего применяются, а именно - в национальных правовых системах. Если положения договора, норма обычного международного права, другая международно-правовая норма используются в правотворческой, правоохранительной или правоприменительной деятельности любого государства, то с большой достоверностью можно утверждать, что в данном случае международное право сохраняет всю действенность (как при этом не вспомнить известное определение права, которое еще в начале XX века дал Макс Вебер, определив его как «систему порядка, наделенное определенными особыми гарантиями достоверности ее эмпирической действительности» [3].

Проблема соотношения международно-правового и внутригосударственного регулирования правоотношений решается Конституцией Украины. Гносеологической основой соотношения норм международного и национального права по этому вопросу есть теория, согласно которой международные стандарты преобладают над нормами национального законодательства и должны быть интегрированы во внутригосударственные правовые системы. Именно поэтому в. 9 Основного Закона закрепляется, что действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины.

Следует отметить, что подобный подход к решению указанной проблемы является характерным для посттоталитарных государств, для утверждения их демократического курса несут определенные обязательства. И хотя в международно-правовой доктрине доминирует тенденция признания примата международного права над национальным, однако конституционная практика некоторых государств по различным причинам не воспринимает эту идею и рядом с декларацией юридической формулы «международное право - часть права страны», как и ранее, следует из примата конституции относительно международно-правовых обязательств, в том числе в сфере международных таможенных стандартов. Одновременно в системе соотношение законов, в частности конституции и международных договоров, действует, как правило, принцип «Lexpastarioris derogot leji priori» (закон следующий аккумулирует закон предыдущий). Этот принцип никто не отрицает, в связи с чем конституция, устанавливая основы политико-правовой системы государства, корреспондирует с международным правом, которое базируется на уважении к конституции.

Как было указано выше, согласно Конституции Украины, на ее территории действуют ратифицированные международные договоры. Вполне вероятно, что названное правило распространяется лишь на круг договоров, для которых указана процедура необходима. Согласно п. 2 ст. 7 Закона от 22 декабря 1993 «О международных договорах Украины» ратификации подлежат следующие международные договоры Украины: политические (о дружбе, взаимной помощи и сотрудничестве, о нейтралитете. Общеэкономические (об экономической и научно-техническое сотрудничество)- по общим финансовым вопросам - по вопросам займа и кредита- территориальные, мирные- касающихся прав и свобод человека и гражданина- о гражданстве- об участии в межгосударственных союзах и других межгосударственных объединениях (организациях), системах коллективной безопасности и т.п.

Условия действия международных договоров Украины на ее территории определены Законом от 10 декабря 1991 «О действии международных договоров на территории Украины». Так, им закреплено, что заключенные и надлежащим образом ратифицированные международные договоры Украины составляют неотъемлемую часть национального ее законодательства и применяются в порядке, предусмотренном для норм данного законодательства. С предусмотренными настоящим Законом условиях действия международных договоров Украины на ее территории следует дополнительно присоединить и те, которые вытекают из положений п. 2 ст. 17 Закона от 22 декабря 1993 «О международных договорах Украины», которыми, в частности, зафиксировано: если международным договором Украины, заключение которого состоялось в форме закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Украины, то применяются правила международного договора Украины.

Однако, несмотря на вышесказанное, следует сосредоточить внимание на следующем. Для того, чтобы те или иные положения международных договоров действовали на территории Украины, недостаточно только назвать их частью внутригосударственного права. Общепризнанные нормы международного права по своей природе не является действующими автоматически, - они воспринимаются правовой системой не как нормы-регуляторы, а как нормы-принципы. Следовательно, единственный путь их выполнения - издание соответствующего законодательного акта, а не ссылки на международные нормы права. При этом, естественно, нельзя не указать на положительные стороны конституционного закрепления видсилочних норм. Такая норма «прямо» обязывает государственные органы использовать международные стандарты, например, в сфере прав человека, при этом значительно упрощается процесс унификации, процедура приведения норм национального права в соответствие с международными.

Следует также отметить, что необходимо различать механизм действия и механизм реализации международных и внутригосударственных нормативно-правовых актов, а также «диффузии» или взаимопроникновение процессов действия и реализации этих актов. Без процесса действия не может наступить реализация нормативно-правовых актов. Вместе с тем может случиться и так, что само действие не вступит той или иной формы реализации норм права.

Итак, национальная правовая система допускает непосредственное действие должным образом ратифицированных норм международных договоров наряду с национальным законодательством, но приоритете последнего заключается в том, что именно оно обеспечивает средства реализации тех или иных норм права.

Учитывая изложенное и учитывая актуальность положений Стамбульской конвенции о временном ввозе, считаю, что Украина в лице ее соответствующих властных институтов должен в ближайшее время можно скорее принять решение о присоединении к Конвенции.