Управление Ростехнадзора по Калужской области

Регламентация временного ввоза товаров - залог успешного осуществления внешнеэкономической деятельности. Часть вторая

временный ввоз товаров

Одной из особенностей развития современного международного права является тенденция к унификации правовых систем, благодаря чему происходит конвергенция и взаимодействие внутреннего законодательства различных государств с целью упрощения международных экономических отношений, снятие препятствий в международном обороте товаров, капиталов и рабочей силы.

Реализация таможенных режимов, в том числе упрощение процедур оформления ввоза товаров, является предметом многих международных договоров и конвенций. Как свидетельствует договорная практика, к унификации режима временного ввоза привлечено внимание большинства государств.

Значительное число международных конвенций, непосредственным предметом которых является режим временного ввоза товаров, свидетельствует о заинтересованности государств в правовом упорядочении этих вопросов и важности их для развития торговых отношений.

За последние 25-30 лет заключены такие конвенции, как: Таможенная конвенция о карнеты для промышленных образцов (вступило в силу с 3 октября 1957 p.), Таможенная конвенция о временном ввозе упаковок (вступила в силу с 15 марта 1962 p.), Таможенная конвенция о временный ввоз научного оборудования (оборудование) - (вступила в силу с 15 марта 1962 p.), Таможенная конвенция о временном ввозе профессионального оборудования (оборудование) - (вступила в силу с 1 июля 1962 p.), Таможенная конвенция для упрощения ввоза товаров для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, встречах или других мероприятиях (вступила в силу с 13 июля 1962 p.), Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) - (вступила в силу с 25 сентября 1974 p.).

Временный ввоз и вывоз различных товаров определенной степени способствует росту уровня внешнеэкономической деятельности.

Таможенные процедуры, применимые к временному экспорта и импорта, были значительно упрощены и гармонизированы конце 50-х - начале 60-х годов прошлого столетия в результате объединенной инициативе Совета по таможенному сотрудничеству и Международного бюро Международной торговой палаты.

Но время идет, меняется и парадигма современности. Поэтому сегодняшние реалии диктуют новые подходы к решению указанного вопроса. В обоснование существования практической необходимости в совершенствовании таможенного режима временного ввоза предметов (товаров) субъекты внешнеэкономической деятельности в большинстве случаев ссылаются на то, что процесс роста числа международных таможенных конвенций о временном ввозе сопровождается неоднозначным правовым регулированием этих правоотношений, что, в свою очередь, сдерживает развитие и мешает надлежащему осуществлению названной деятельности.

Кроме того, высказывается озабоченность, что указанное положение может значительно ухудшиться в будущем в связи с устойчивой тенденцией увеличения числа объектов временного ввоза и рост разнообразия объектов временного ввоза.

Существование заинтересованности пожеланий представителей торговых и других коммерческих кругов в упрощении выполнения формальностей в части осуществления процедуры временного ввоза предметов (товаров) способствовали тому, что Совет по таможенному сотрудничеству, государства-участники конференции, состоявшейся в 1990 г. в Стамбуле, выразили убеждение, что либерализация и гармонизация таможенных режимов и, в частности, принятие единого международного договора, который охватит все существующие конвенции о временном ввозе, послужит эффективному развитию международного сотрудничества.

Государства-участники единодушно пришли к выводу, что международный договор, который предлагает единый подход к решению вопроса временного ввоза, может принести существенные выгоды при международных обменах и контактах в результате либерализации данного таможенного режима, а это, в свою очередь, является одним из приоритетных направлений развития международного таможенного права.

Наконец, важным аргументом в пользу принятия Конвенции было и понимание того, что установление общих процедур временного беспошлинного ввоза товаров должно принести существенные выгоды при осуществлении международного коммерческой деятельности и обеспечит таможенным системам договорных сторон равные условия.

Руководствуясь этим, участники конференции приняли решение облегчить временный ввоз путем упрощения и гармонизации процедур для достижения экономических, гуманитарных, культурных, социальных и туристических целей. При этом они исходили из того, что принятие унифицированных (типовых) документов о временном ввозе как международных таможенных документов наряду с международной гарантией, будет способствовать облегчению процедуры временного ввоза.

Как было отмечено выше, Конвенция о временном ввозе разработана и принята под эгидой Совета таможенного сотрудничества (ныне - Всемирной Таможенной Организации) в Стамбуле 26 июня 1990 По структуре она состоит из собственно Конвенции и приложений, которые являются ее частью. Заслуживают внимания построение и содержание ее положений. Она состоит из Преамбулы и пяти глав, в которых изложены 34 статьи.