Управление Ростехнадзора по Калужской области

Регламентация временного ввоза товаров - залог успешного осуществления внешнеэкономической деятельности

Регламентация временного ввоза товаров

Провозглашение независимости Украины создало условия для радикальных демократических преобразований в нашем обществе.

Наряду с изменениями в организации государства и общества и благодаря им происходят изменения и в правовой системе в целом. Складывается качественно новая система права Украины.

Важным этапом в украинском государственном и законотворчества, в развитии украинского общества и государства стало принятие Конституции Украины. Она создала основу для качественно новой системы права Украины (ст. 8). Конституция имеет высшую юридическую силу.

Бесспорно, можно было бы иметь и более весомые успехи, если бы своевременно и надлежащим образом решались и устранялись такие негативные явления, как: несовершенство национального законодательства, его нестабильность и «непрозрачность», нечеткое изложение нормативного содержания.

Преодоление указанных явлений должно осуществляться в направлении создания надлежащих условий для процесса гармонизации законодательства Украины с соответствующими нормами международного права, с национальными системами права стран Европейского Сообщества. Постепенное развитие социально-экономических отношений объективно требует обеспечения их соответствующей законодательной базой.

При выборе приоритетов для гармонизации законодательства необходимо учитывать эффективность применения национального законодательства.

В этом контексте сегодняшние реалии убедительно доказывают, что неотъемлемой составляющей процесса адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Сообщества является определение путей и направлений, прежде всего, совершенствование законодательства в области внешнеэкономической деятельности и таможенного дела.

Относительно приведения нашего внутригосударственного законодательства, регламентирующего правоотношения в области таможенного дела, в соответствие с европейскими и мировыми стандартами, представляется актуальным комплексное изучение международно-правовых документов (конвенций, договоров, меморандумов и т.д.), которые прямо или косвенно касаются этой отрасли права и содержат прогрессивные (современные) формы и методы регулирования присущих ей правоотношений.

Важным практическим шагом в этом направлении является также заключение соответствующего сделки, которое, в свою очередь, может быть осуществлено и путем присоединения.

На сегодня Украина является участницей лишь нескольких конвенций, специально определяют такой таможенный режим как режим временного ввоза товаров (в т.ч. таких как куклы мокси). Однако действующих конвенций, которые, между прочим, должным образом регламентируют именно этот режим, насчитывается уже около двадцати.

Итак, приходится констатировать, что фактически сдерживается процесс либерализации режима временного ввоза.

Вместе с тем обращает внимание, что Украиной подписан ряд международно-правовых документов, которыми она обязалась совершенствовать (либерализовуваты) проведение некоторых таможенных процедур и режимов, среди которых есть и режим временного ввоза. Так, ст. 13 Соглашения о Партнерстве и Сотрудничестве, заключенного (подписанного) между Европейским Союзом и Украиной в Люксембурге 16 июня 1994 p., закреплено следующее: без ущерба для прав и обязанностей, исходящих из международных конвенций о временном ввозе товаров, является обязательным ' заполнить для обеих Сторон, каждая Сторона причем освобождает другую Сторону от налогов на импорт и пошлины на товары, ввозимые временно, в случаях и в порядке, определяемых любой другой международной конвенцией по этому вопросу, что является обязательным для нее соответствии с ее законодательством. Учитываются условия, при которых обязанности, вытекающие из такой конвенции, приняты Стороной, о которой идет речь.

Итак, указанной статьей не устанавливается никаких новых обязательств для Сторон за исключением тех, по которым Стороны распространяют друг на друга наиболее благоприятный режим временного ввоза, предоставляемой любой другой стране в соответствии с международными конвенциями.

Переговоры по многим конвенциям, которые указываются в статье, в большинстве случаев проводились под патронатом Всемирной таможенной организации и Экономической комиссии ООН в Женеве. До сих международно-правовых актов относятся, в частности: Таможенная конвенция по вопросам содействия ввозу промышленных образцов и рекламных материалов, Таможенная конвенция по вопросам временного ввоза профессионального оборудования, Таможенная конвенция Алл. Карнет для временного ввоза товаров. И Украина, и ЕС присоединились к этим конвенциям и, таким образом, обязаны предоставлять свободный от налогообложения режим относительно, например, образцов для выставок и торговых ярмарок или машин, ввозимых для испытаний.

Статья 13 Соглашения о Партнерстве и Сотрудничестве, равно как и Протокол о предоставлении административными органами взаимной помощи в решении таможенных вопросов, который прилагается к настоящему Соглашению, должны способствовать Сторонам в осуществлении именно контроля, направленного на предотвращение уклонения от налогообложения и уплаты пошлины.

Следует отметить, что переработка в Украине временно ввезенных на ее территорию товаров является разновидностью таможенного режима, который часто применяют предприниматели из стран Европейского Сообщества (для которых это переработка временно вывезенных товаров), особенно, для переработки тканей и пошива одежды в Украине. Украина, со своей стороны, применяет процедуру переработки как временно ввезенных, так и временно вывезенных товаров (это называется операциями с давальческим сырьем.

Порядок временного ввоза подпадает под действие положений ст. VIII «Сборы и формальности, связанные с импортом и экспортом» Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) [2]. Украина после вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) будет обязано в соответствии с режимом наибольшего благоприятствования распространить на всех других членов ВТО такой же режим временного ввоза, который предоставлен ЕС согласно ст. 13 Соглашения о Партнерстве и Сотрудничестве.