Управление Ростехнадзора по Калужской области

Общее состояние, проблемы и перспективы развития производства и применения взрывчатых материалов в Российской Федерации (часть 2)

Сохранность взрывчатых материалов

В 2009 г. положение дел с обеспечением сохранности ВМ практически не изменилось. Выявлено 10 утрат, из них 6 хищений, 2 потери и 2 разбрасывапарния. В 2008 г. зарегистрировано 9 утрат: 5 хищений, 2 разбрасывания и 2 потери, рис. 3.

Почти все хищения ВМ совершены с мест производства взрывных работ и выявлены (при участии органов ФСБ и МВД) при их незаконном обороте.

 

Общее количество утраченных ВМ составило 503,35 кг ВВ, 10 тыс. капсюлей-детонаторов и 83 электродетонатора.

При этом 10 тыс. КД утрачены при их перевозке специализированной организацией ФГУП «ГЦСС» в результате несанкционированного взрыва внутри кузова автомобиля.

Недостача 480 кг патронированного ЭВВ (эмуласт АС-30ФП-90 производства ОАО «Калиновский химический завод») выявлена на складе ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (Уральское управление Ростехнадзора) при ежемесячном снятии остатков ВМ.

Эта утрата ВВ стала возможной в результате грубого нарушения правил приёмки ВМ и проведения входного контроля.

Количество похищенных в 2009 г. ВМ составило 6,15 кг ВВ и 16 ЭД.

Как и в прошлые годы, в основном ВМ похищены с мест производства взрывных работ. Случаи хищения выявлены в основном органами внутренних дел при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Хищения в основном совершены лицами, связанными по роду своей деятельности с обращением с ВМ или имевшими к ним доступ.

В целом организационные причины утрат ВМ весьма близки к причинам аварий и травматизма при взрывных работах и обращении с ВМ.

В 2009 г. ВМ утрачены на предприятиях по добыче угля (3 хищения, 1 потеря), на предприятиях чёрной металлургии и добычи золота (по 1 хищению). В специализированных организациях по изготовлению, перевозкам и применению ВМ промышленного назначения произошло хищение и 2 потери.

Распределение случаев хищения, разбрасывания и потерь ВМ по отраслям промышленности в последние 2 года приведено в таблице 7.

 

В 1-м полугодии 2010 г. выявлено 8 утрат ВМ, в том числе 4 хищения (в 1-м полугодии 2009 г. – 5 утрат и 3 хищения). Количество похищенных ВМ составило 6,614 кг ВВ и 31 электродетонатор.

Несмотря на неоднократные указания Ростехнадзора и применяемые санкции, на предприятиях ежегодно допускаются нарушения установленного порядка хранения и учёта ВМ, что приводит к хищениям их с мест ведения работ.

Основные меры по усилению надзора за безопасностью взрывных работ и сохранностью взрывчатых материалов

Руководствуясь Федеральным законом от 06.03.06 № 35-ФЗ « О противодействии терроризму », территориальные органы Ростехнадзора совместно с правоохранительными органами в рамках антитеррористической деятельности продолжают контролировать сохранность промышленных ВМ в поднадзорных организациях, повышать антитеррористическую защищённость объектов, связанных с производством, хранением и применением промышленных ВМ. В организациях ведется планомерная работа по предупреждению террористических актов. Склады ВМ оснащаются новейшими техническими средствами охраны. Перевозят ВМ в сопровождении вооруженной охраны органов внутренних дел. На предприятиях, ведущих взрывные работы, сокращают численность персонала, имеющего доступ к обращению с ВМ.

Как и в предыдущие годы, в 2009 г. продолжалась работа по предупреждению незаконного оборота ВМ промышленного назначения и возможного использования их в криминальных целях, а также повышению антитеррористической защищённости объектов, связанных с производством, хранением и применением ВМ.

В рамках антитеррористической деятельности решались вопросы обеспечения складов ВМ периметральной охранной сигнализацией, портативными радиостанциями и другими средствами связи. На крупных складах ВМ установлено теленаблюдение за территорией, обеспечен видеоконтроль камер подземных складов ВМ и подводящих к ним выработок. Часть организаций обеспечивает охрану поверхностных складов ВМ силами органов внутренних дел. Склады ВМ в ночное время суток охраняются усиленными караулами вооруженной охраны. Все подземные склады ВМ оборудованы связью с диспетчером организации, некоторые подземные склады ВМ обеспечены круглосуточной охраной. Принимаются меры к постепенному сокращению числа мелких складов за счёт строительства и эксплуатации межотраслевых территориальных базисных складов, оснащённых современными техническими средствами охраны, которые обслуживают по специальным договорам ответственного хранения сразу несколько организаций, ведущих взрывные работы.

Поднадзорными организациями разработаны, согласованы с территориальными органами Ростехнадзора и правоохранительными органами и введены в действие мероприятия, направленные на обеспечение сохранности ВМ в местах их хранения и производства взрывных работ. В крупных организациях созданы обеспеченные транспортом и средствами связи специальные оперативные группы, предназначенные действовать в условиях возможных террористических проявлений и при аварийных ситуациях. Порядок взаимодействия этих групп с органами исполнительной власти, ФСБ России, МВД России и МЧС России определён специальными приказами. Организовано систематическое обучение персонала и лиц охраны с проработкой сценариев возможных террористических актов. Проводится разъяснительная работа среди руководителей и работников поднадзорных организаций о необходимости активизации действий антитеррористической направленности. Принимаются дополнительные меры к ограничению круга лиц, имеющих доступ к информации о датах и времени заряжания блоков при подготовке к проведению массовых взрывов на открытых горных разработках.

Почти все организации перевозили ВМ в сопровождении вооруженной охраны органов внутренних дел; при перевозках железнодорожным транспортом обеспечивалась дополнительная охрана грузов силами организаций и органов внутренних дел.

Особое внимание уделялось сокращению объёмов перевозок промышленных ВВ за счёт увеличения их производства из невзрывчатых компонентов вблизи мест ведения взрывных работ. За 2009 г. более 77 % общего количества потребляемых ВВ изготовлено непосредственно в горнодобывающих организациях. При этом увеличилась доля наиболее эффективных и безопасных ЭВВ, приобретающих детонационные свойства только после заряжания в скважины.

Антитеррористическую устойчивость мест хранения ВМ проверяли в соответствии с планами работы территориальных органов по технологическому и экологическому надзору. Территориальные органы Ростехнадзора участвовали, во взаимодействии с органами МВД России и ФСБ России, в таких спецоперациях, как «Вихрь-Антитеррор», «Динамит» и «Динамит-баланс». С правоохранительными органами налажен обмен информацией, совместно расследуются случаи утрат ВМ.

Указанные и другие меры позволили обеспечить определённую физическую устойчивость и защищённость ОПО от возможных угроз террористического характера, о чём свидетельствует отсутствие зарегистрированных случаев террористических посягательств.

В течение 2009 г. Ростехнадзор активно участвовал вместе с МВД России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в подготовке проектов федеральных законов «О государственном контроле за оборотом взрывчатых веществ и изделий, их содержащих» и «О государственном контроле за оборотом пиротехнических изделий».

О состоянии государственного надзора и контроля в области взрывчатых материалов промышленного назначения в 2009 г.

Состояние надзорной и контрольной деятельности

Как и в прежние годы, надзор за взрывными работами осуществляется в основном в рамках горного надзора. Общее число инспекторов, осуществляющих надзор и контроль в области ВМ – 222 человека, из них 197 инспекторов совмещают данный вид надзора с другими (горный и т.д.), и 24 человека осуществляют технологический надзор на заводах-изготовителях.

Из табл. 8 видно, что в последние годы число нарушений, допущенных на объектах, связанных с оборотом ВМ промышленного назначения, постепенно снижается.

 

В 2009 г. проведено 3843 обследования поднадзорных организаций, в том числе 95 комплексных обследований, 666 целевых и 2701 оперативное обследование. При этом выявлено и предписано к устранению 17 631 (в 2008 г. – 23 629) нарушений требований промышленной безопасности. В ходе обследований проверены 7935 требований по ранее выданным предписаниям, в 43 случаях давались указания (предписания) о выводе людей с рабочих мест в связи с угрозой их жизни и здоровью. За допущенные нарушения оформлены и направлены в суды 16 протоколов о временном запрете деятельности, а в 5 случаях деятельность приостанавливалась в административном порядке. В течение 2009 г. за нарушения требований безопасности назначено 888 административных наказаний, в том числе 845 штрафов. При этом общая сумма взысканных штрафов со ставила 3,86 млн. руб. (в 2008 г. – 11,353 млн. руб.). На 12 должностных лиц материалы переданы в следственные органы (в 2008 г. – на 17).

В соответствии с п. 3.20 Сводного плана надзорной, контрольной и разрешительной деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2009 год, утверждённого приказом Ростехнадзора от 29.12.08 № 1034, территориальными органами Ростехнадзора проведены целевые проверки состояния промышленной безопасности объектов и организаций по производству ВМ промышленного назначения.

Основная задача проверок – установление соответствия устройства и условий эксплуатации технологического оборудования требованиям промышленной безопасности, качества производимой продукции – требованиям технической документации.

При непосредственном обследовании инспекторами объектов, связанных с изготовлением ВМ, установлено, что общее состояние промышленной безопасности при их эксплуатации оценивается как удовлетворительное.

В организациях имеется разрешительная документация на использование оборудования и ВВ, лицензии на производство ВМ, а также необходимая проектная, эксплуатационная, технологическая и конструкторская документация. Стационарные пункты по изготовлению ВВ размещены с соблюдением безопасных расстояний по передаче детонации и ударной воздушной волне; применяемое оборудование соответствует проекту и находится в исправном состоянии, обеспечивается противопожарная защита, в большинстве организаций не выработан ресурс, установленный для оборудования, используемого при производстве ВВ, соблюдаются меры по обеспечению сохранности ВВ.

Аварийность и травматизм при изготовлении ВВ в последние годы практически отсутствуют.

По всем выявленным в ходе проверок нарушениям выданы соответствующие предписания и установлен контроль за их выполнением. Некоторые нарушения были устранены в ходе проверок. К правонарушителям, как к физическим, так и юридическим лицам, применены административные наказания в виде административных штрафов.

Анализ отчётных материалов, представленных территориальными органами, показал, что в целях обеспечения безопасности при производстве ВВ, повышения уровня механизации взрывных работ и увеличения объёмов применения более безопасных и эффективных ВВ, изготовляемых на местах применения, при контрольной и надзорной работе необходимо обращать внимание на следующие показатели:

•  соблюдение порядка учёта компонентов и ВВ при их производстве на стационарных пунктах и в смесительно-зарядных машинах, а также на эффективность работы служб производственного контроля в организациях и на объектах, связанных с изготовлением ВВ;

•  наличие в организациях контроля качества выпускаемой продукции;

•  соответствие мест хранения компонентов и готовой продукции установленным требованиям;

•  техническое состояние смесительно-зарядных машин и оборудования стационарных пунктов изготовления, связанное с их длительным сроком эксплуатации. Потребовать от организаций своевременного проведения экспертных обследований технических устройств, применяемых при производстве, на предмет установления срока их дальнейшей эксплуатации;

•  соблюдение в организациях требований регламентов технологических процессов производства, эксплуатационной документации;

•  соблюдение установленного порядка аттестации работников в области промышленной безопасности, необходимый уровень подготовки персонала, связанного с производством, своевременную проверку знаний и инструктажей.