Управление Ростехнадзора по Калужской области

Анализ обстоятельств группового несчастного случая при перевозке взрывчатых материалов на шахте «Естюнинская» ОАО «Высокогорский ГОК»


Шахта «Естюнинская» ОАО «Высокогорский ГОК» отрабатывает Естюнинское месторождение железной руды. Рудное тело вскрыто тремя стволами, расположенными на флангах рудного поля. Основной ствол (служит для спуска людей, материалов и выдачи горной массы) пройден до гор. –300 м. Стволы «Вентиляционный — Нагнетательный» и «Вентиляционный — Вытяжной» предназначены для проветривания шахты. Ствол «Вентиляционный — Вытяжной» служит также запасным выходом на поверхность.

В структуре шахты семь участков подземных работ, в том числе три участка — комплексные. На них ведутся работы по отбойке и выпуску руды из блоков. Для первичной отбойки руды в блоках и вторичного дробления негабаритных кусков в выпускных дучках применяют взрывчатые материалы (ВМ). С базисного поверхностного склада до погрузочно-разгрузочной площадки приема в надшахтном здании шахты «Естюнинская» ВМ доставляют специализированными автомобилями. Затем ВМ перегружают в специальные вагоны и по стволу шахты опускают в околоствольный двор гор. –180 м. Из околоствольного двора вагоны с ВМ доставляют по грузовой ветви и полевому откаточному штреку на подземный расходный склад ВМ.

Возгорание ВМ, приведшее к взрыву и групповому несчастному случаю со смертельным исходом, произошло 23 декабря 2009 г. на полевом откаточном штреке в 60 м от автоматической вентиляционной двери АВД-182 в сторону расходного склада ВМ. В результате взрыва от травм и отравления газами погибли девять человек.

В 13 ч 35 мин диспетчер шахты получила сообщение по телефону о том, что горят вагоны с ВМ (звонок был зафиксирован с телефона, установленного в электродепо гор. –180 м), и проинформировала об этом главного инженера шахты, который принял на себя обязанности ответственного руководителя по ликвидации аварии и дал команду диспетчеру шахты действовать в соответствии с позицией № 14 (вид аварии — пожар) «Плана ликвидации аварий шахты «Естюнинская» ОАО «ВГОК» на II полугодие 2009 г.» (ПЛА). Были поданы пять аварийных световых сигналов в шахту, дублирующих сигналы беспроводной системы СУБР, вызваны отделения ВГСЧ, сообщено об аварии старшему диспетчеру производственного отдела комбината.

Оценив обстановку, ответственный руководитель работ по ликвидации аварии потребовал прекратить подачу сжатого воздуха в шахту, чтобы обеспечить бесперебойную работу клетевой установки. После уточнения обстановки была введена позиция № 2 (вид аварии — пожар) ПЛА, в соответствии с которой произвели реверс главной вентиляционной установки для предотвращения дальнейшего распространения продуктов горения и взрыва ВМ по выработкам шахты.

Прибывшие на шахту два отделения Нижнетагильского взвода ВГСЧ получили задание спуститься на гор. –180 м, приступить к выводу людей из шахты и ликвидации последствий аварии.

Спустя некоторое время, от бойцов ВГСЧ поступила информация об обнаружении на гор. –180 м пяти работников шахты без признаков жизни, а в месте перепуска руды у ствола «Вентиляционный — Нагнетательный» гор. –180 м — фрагментов тел. Подняв на поверхность всех погибших, аварийные бригады приступили к восстановительным работам.

В ходе расследования причин взрыва установлено следующее. При движении состава с ВМ по полевому откаточному штреку от кратковременного соприкосновения медного контактного провода с крышками специального вагона возникло короткое замыкание, вызвавшее искрение и устойчивую электрическую дугу, в результате чего произошло воспламенение гофрокартонной упаковки с ВМ. Подобное стало возможным из-за погрузки ящиков из гофрокартона с ВМ выше бортов специального вагона и, как следствие, несоблюдения минимального расстояния (200 мм) между контактным проводом и грузом (ящиками). Открытый огонь воспламенил детонирующий шнур, а высокая температура способствовала взрыву наиболее чувствительных 920 электродетонаторов ЭД-24 общей массой заряда 1,38 кг, повлекшему затем взрыв ВМ в вагонах. Попытка потушить воспламенившуюся гофрокартонную упаковку средствами первичного пожаротушения (огнетушителями) не дала результата. Пожар развивался и работники попытались выйти за пределы опасной зоны. От воспламенения гофрокартонной упаковки с ВМ до взрыва прошло примерно 10 мин.

Взрыв в шахте стал возможен еще и потому, что не были обеспечены безопасная организация и руководство работами по доставке ВМ в подземный расходный склад: состав сформировали без учета расстояния (не менее 3 м) между электровозом и вагонами (фактически это расстояние составляло 0,7–0,8 м), а также без сопровождающего лица и (или) старшего звена, имеющего единую книжку взрывника. При перегрузке взрывчатых веществ (ВВ) и средств инициирования (СИ) на погрузочно-разгрузочной площадке было нарушено требование о раздельной перевозке ВВ и СИ, которые были погружены в один вагон, что недопустимо. Допущены загрузка специального вагона для перевозки ВМ выше бортов, спуск его в клети в шахту и транспортирование по горным выработкам в подземный расходный склад ВМ. Разработанная конструкция специального вагона для перевозки ВМ по горным выработкам шахты не обеспечила защиту перевозимых ВМ от возгорания при отсутствии сплошной крышки из негорючего материала.

Не был обеспечен и контроль за транспортированием ВМ на шахте с базисного поверхностного склада до подземного расходного склада ВМ, а также за выполнением требований законодательных и иных нормативных правовых актов и нормативных документов персоналом.

Также отсутствовал производственный контроль со стороны руководителей и специалистов шахты за качеством инструктирования работающих по вопросам безопасности и выдачи нарядов на производство опасных работ шахтерам, привлекаемым к обращению с ВМ.

Не было обеспечено руководство работой по охране труда и промышленной безопасности главными специалистами и руководителями шахты, осуществляющими организацию взрывных работ, в соответствии с требованиями правил и нормативных документов.

Отсутствовал контроль за соблюдением технологической дисциплины при транспортировании ВМ в соответствии с требованиями правил, нормативных правовых актов и нормативных документов.

(Статья написана на основе Акта расследования группового несчастного случая комиссией под председательством руководителя Уральского управления Ростехнадзора В.Я. Медведева)

Б.Н. Кутузов, проф., д-р техн. Наук (Московский государственный горный университет)

А.Н. Кравченко, зам. руководителя (Уральское управление Ростехнадзора)