Управление Ростехнадзора по Калужской области

О состоянии аварийности и травматизма на металлургических и коксохимических производствах и объектах в 1-м полугодии 2010 г.


В статье представлена статистика аварий и несчастных случаев, указаны причины ЧП на объектах металлургической и коксохимической отраслей.

На поднадзорных металлургических и коксохимических предприятиях и производствах в 1-м полугодии 2010 г. произошло 10 несчастных случаев со смертельным исходом (в 1-м полугодии 2009 г. – 6) и 4 групповых несчастных случая, при которых пострадали 20 человек, в том числе 6 – со смертельным исходом. Случилось 4 аварии (в 1-м полугодии 2009 г. – 1) ущерб от которых составил 29807,419 тыс. руб.

02.06.10 В цехе переработки ферросилиция ОАО «Кузнецкие ферросп­лавы» при производстве ремонтных работ в районе бункеров участка погрузки морских контейнеров произошёл взрыв, а через несколько секунд – второй, более мощный взрыв, полностью разрушивший стеновые и кровельные ограждения, крепление стеновых ограждений, нанёсший и другие повреждения. Травмированы 13 человек, трое из них погибли. Ущерб от аварии составил 18,242 млн. руб.

Причины аварии с групповым несчастным случаем:

•  ведение сварочных работ на неочищенном воздуховоде аспирационной системы (АС № 1) при работающем дымососе, с одновременной продувкой сжатым воздухом;

•  отложение мелкодисперсной пыли ферросилиция на оборудовании и конструкциях цеха в результате неэффективной работы аспирационных систем;

•  недостаточный производственный контроль за условиями труда и безопасным ведением технологического процесса;

•  отсутствие разрешения на проведение огневых работ, содержащего конкретные меры безопасности;

•  невыполнение организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасное проведение работ в конкретных условиях;

•  недостаточный контроль за условиями труда и безопасным производством работ повышенной опасности;

•  ведение работ при отсутствии технологической инструкции по очистке воздуховодов аспирационных систем.

 

11.03.10 В коксовом цехе № 2 ООО «Мечел-Кокс» при плановой пропарке газопроводов на коксовых батареях № 7 и 8 (пропарка велась на концевые свечи газопроводов батареи № 8) в тоннеле коксовой батареи № 8 с машинной стороны взорвался коксовый газ с последующим возгоранием. В результате взрыва разрушились фахверковые стены тоннеля по всей длине с машинной стороны и частично обрушилось железобетонное перекрытие рабочей площадки и др. (рис. 1), пострадали 3 тоннельщика, один из них со смертельным исходом.

Основные причины аварии:

•  повышение давления в газопроводе коксовой батареи № 8 на величину, превышающую уровень гидрозатвора, и выбивание последнего в результате перекрытия зауженного свободного сечения в газопроводе образовавшимся при пропарке кондесатом;

Рис. 1. Последствия взрыва в коксовом цехе ООО ООО ООО «Мечел-Кокс»

•  поступление коксового газа через гидрозатвор по сточной линии в колодец фенольной канализации и обратное поступление газа через неплотности в тоннеле газопровода доменного газа с машинной стороны с образованием газовой смеси с нижним пределом взрываемости;

•  неудовлетворительная организация работ руководителями ООО «Мечел-Кокс» и коксового цеха № 2 при пропарке газопровода

 

02.02.10 Взрыв в ООО «СУАЛ-ПМ» в отделении рассева в загрузочной галерее на смесителе № 2 (возгорание алюминиевого порошка). От взрывной волны разрушились внутренние стенные перегородки между загрузочной галереей и кладовыми, загорелась кровля здания. В результате аварии пострадали 4 работника, производившие ремонтные работы, один из них со смертельным исходом.

Аварию ликвидировали силами организации и спецформирований.

Проанализировав работу технологического оборудования, комиссия пришла к выводу, что взрыв стал возможен из-за отсутствия контроля за содержанием кислорода в бункере, бочке и кюбеле (кюбель не был защищён от статического электричества).

Организационные причины аварии:

•  неудовлетворительный контроль персонала за технологическим процессом и состоянием оборудования;

•  работа при неисправности средств регулирования параметров;

•  нарушение должностных и производственных инструкций

Технические причины аварии:

•  загрузка взрывопожароопасного сырья в отсутствие инертного газа;

•  нарушение регламента ревизии оборудования

 

15.05.10 На участке строительства 2-й очереди отделения комплексной переработки скрапа (ОКПС-5) отделения № 3 Копрового цеха ЧерМК ОАО «Северсталь» при проведении работ по отшлакованию строящейся площадки ОКПС-5 копрового цеха водитель грузового автомобиля HOWO после выгрузки шлака возвращался на базу. Из объяснительных записок и протоколов опроса очевидцев следует, что кузов автомобиля после выгрузки не был опущен до конца (рис. 2). В результате кузов ударился о надземный трубопровод природного газа (Д у 700 мм, Р 12 кгc/см 2 ), пересекающий дорогу на расстоянии 200 м от места выгрузки.

От удара газопровод сбросило с опор с последующими разгерметизацией и разрывом. Под действием реактивной струи выходящего газа газопровод завернуло вокруг опоры, и его конец ударился в заднюю часть

 

Рис. 2. Место аварии в ОАО « Северсталь»

кабины автомобиля. При ударе кабину сорвало с автомобиля и отбросило вперёд на расстояние около 5 м, в этот же момент воспламенился газ. В результате аварии водитель автомобиля получил термические ожоги головы, шеи, рук.

Причины аварии:

•  движение грузового автомобиля с поднятым кузовом в отсутствие контроля со стороны водителя в опасном месте пересечения наземного газопровода;

•  отсутствие мероприятий для организации безопасного проезда в зоне газопровода;

•  неудовлетворительный контроль за техническим состоянием транспортных средств.



Путём анализа несчастных случаев выявлены их основные причины (% общего их числа):

•  неудовлетворительная организация и проведение ремонтных и наладочных работ (60);

•  нарушение технологии ведения металлургических процессов (20);

•  неудовлетворительное техническое состояние оборудования (10);

•  конструктивные недостатки оборудования (10).

Основные травмирующие факторы:

•  падение предметов и пострадавших с высоты (37,5);

•  выбросы расплавов и раскалённых газов из металлургических агрегатов (25,0);

•  воздействие вращающихся и движущихся частей оборудования (12,5);

•  технологический транспорт (12,5); воздействие технологических га­зов (12,5 ).

Основные причины групповых несчастных случаев:

•  неудовлетворительная организация ремонтных работ (80 %);

•  нарушение технологии при ведении металлургических процессов (20 %).

Наибольший травматизм отмечен в Южно-Сибирском и Уральском управлениях Ростехнадзора (4 и 3 несчастных случая соответственно).

На предприятиях не принимают должных мер к обеспечению промыш­ленной безопасности при проведении ремонтных и наладочных работ. Так, 6 из 10 несчастных случаев со смертельным исходом в 1-м полугодии 2010 г. произошли при выполнении этих работ.

 

26.01.10 В плавильном участке серого чугуна цеха чугунного литья ООО «Ростовский литейный завод» при попытке закрыть выбитый замок с пульта дистанционного управления подовые крышки вагранки просели, и в зазор, образовавшийся между ними, пошёл расплав шлака, остатков чугуна и раскалённого кокса, в результате чего слесарь-ремонтник (стаж работы 6 дней) получил ожоги, не совместимые с жизнью.

Организационные и технические причины несчастного случая:

•  наличие влаги в пневмосистеме управления;

•  перемерзание пневмосистемы управления, невозможность управления с дистанционного пульта замками и подовыми крышками днища вагранки;

•  отсутствие технических устройств и технологической инструкции по обеспечению безопасного производства работ по ликвидации отказов в системе механизма открывания и закрывания днища вагранки;

•  неудовлетворительная организация работ;

•  нахождение пострадавшего в опасной зоне (под днищем вагранки) при выполнении работ по разблокированию замка днища вагранки с помощью ручного инструмента;

•  проведение работ по выгрузке вагранки в отсутствие лица технического надзора (мастера цеха);

•  производство работ повышенной опасности по ликвидации отказов в системе пневмоуправления механизмом днища вагранки без выдачи наряда-допуска;

•  технологический персонал цеха чугунного литья, осуществляющий эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт вагранок, не прошёл инструктаж по безопасному производству работ – открытия, закрытия днищ вагранок и ликвидации отказов в их работе.

•  выполнение работ повышенной опасности рабочими, не имеющими специальной профессиональной подготовки и соответствующей квалификации.

 

07.04.10 Во время непрерывного горячего цинкования на агрегате № 2 цеха покрытий металла в ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» при попытке спасти оцинковщика, находившегося внутри печи отжига и потерявшего сознание, пострадавший скончался от удушья (газ азот).

Причины несчастного случая:

•  неудовлетворительная организация работ;

•  невыполнение требований правил безопасности в части выполнения работ внутри технических устройств бригадой не менее 3 человек;

•  неудовлетворительная организация спасательных работ в цехе покрытий в части организации поста ДГСД и позднего прибытия аварийно-спасательной бригады на место происшествия;

•  невыполнение требований инструкции по охране труда для термиста (старшего) участка цинкования.

 

03.04.10 На участке по производству извести огнеупорного цеха ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» 2 слесаря-ремонтника, не сделав заявку на разбор электрической схемы, приняли решение заменить торцевое уплотнение на перегрузочном узле с ленточного конвейера ЛК-82 на ленточный конвейер ЛК-97. При этом они перелезли через ограждение ЛК-97. Пришедший на пульт оператор включил в работу конвейер, в результате чего движущаяся лента затянула одного слесаря-ремонтника под металлический отбойный лист перегрузочного узла, причинив ему травму, не совместимую с жизнью, второй слесарь-ремонтник травмировал ногу.

Причины группового несчастного случая:

•  нарушение требований бирочной системы слесарями-ремонтниками при производстве работ по замене торцевого уплотнения на действующем конвейере;

•  неудовлетворительное осуществление производственного контроля за обеспечением промышленной безопасности руководителями и специалистами цеха.

Руководители поднадзорных металлургических предприятий не принимают должные меры за соблюдением обслуживающим персоналом технологических инструкций при ведении процессов.

 

08.02.10 В кислородно-конвертерном цехе № 1 ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат» произошёл групповой несчастный случай, при котором пострадали 3 человека, в том числе один – со смертельным исходом при следующих обстоятельствах: во время заливки в конвертер жидкого чугуна произошёл взрыв с выбросом жидкого чугуна и металлолома на рабочую площадку, на главный пульт управления конвейера и в сторону мостовых кранов.

Причины группового несчастного случая:

•  недостаточный контроль при подготовке и приёмке поступающего металлолома, что привело к попаданию в конвертер с металлоломом опасных материалов (лёд, снег);

•  несоответствие сопроводительных документов поставленному ме­таллолому, а именно: наличие в нём недопустимых предметов (бочки, закрытые ёмкости).

 

03.06.10 В ОАО «Челябинский цинковый завод» при переводе системы перемещения анодов W-701 с анодной машины на каскад травмирован электролизник водных растворов.

Причины несчастного случая со смертельным исходом:

•  нахождение пострадавшего в опасной зоне;

•  отсутствие схемы движения по территории цеха;

•  несоответствие системы по перемещению анодов требованиям правил безопасности;

•  неудовлетворительная организация безопасного производства работ.

 

Предложения

Для снижения аварийности и травматизма на поднадзорных металлургических и коксохимических производствах и объектах инспекторскому составу территориальных органов Ростехнадзора рекомендуется:

•  Проанализировать состояние аварийности (аварии и инциденты) и травматизма на поднадзорных предприятиях.

•  При проведении обследований поднадзорных предприятий обращать особое внимание на следующее:

•  организацию и проведение ремонтных и наладочных работ;

•  соблюдение обслуживающим персоналом требований технологических инструкций;

•  допуск обслуживающего персонала к самостоятельной работе;

•  аттестацию руководителей и специалистов предприятий;

•  техническое состояние основного и вспомогательного оборудования.

• Потребовать от поднадзорных предприятий повысить эффективность работы служб производственного контроля за обеспечением промышленной безопасности.