Управление Ростехнадзора по Калужской области

Описание некоторых аварий, происшедших на объектах нефтегазодобычи в 2006 г.

Авария на добывающей скважине № 5300 (Каменное месторождение, ОАО "ТНК-Нягань")

шибер задвижки в открытом состоянии (проходное сечение диаметром 65 мм перекрыто на 51 мм).

02.04.06 Авария на добывающей скважине № 5300 (кустовая площадка № 108, Каменное месторождение, Октябрьский район, ОАО "ТНК-Нягань"; УТЭН по Ханты-Мансийскому автономному округу).

При глушении скважины перед запланированным текущим ремонтом (замена фонтанного лифта электрическим центробежным насосом - ЭЦН-400/2100) произошла разгерметизация затрубной задвижки фонтанной арматуры (трещина по корпусу), в результате чего началось фонтанирование газонефтяной смеси. Несколько попыток бригады подземного ремонта скважин прекратить фонтанирование не были успешными. В 10 ч 20 мин 03.04.06 г. на место аварии прибыла оперативная группа Сургутского военизированного отряда, приступившая после разработки оперативного плана ликвидации аварии к глушению скважины. Авария ликвидирована 03.04.06 в 17 ч 35 мин.

Технические причины аварии:

  • наличие проппанта в зоне перфорации, на забое скважины, в продукции;
  • заклинивание шибера задвижки (в полузакрытом положении)вследствие наличия проппанта на всех деталях внутренней поверхности задвижки, что стало причиной разрушения опорных подшипников шпинделя при управлении задвижкой;
  • эксплуатация затрубной линейной задвижки ЗМС 65x21 (заводской № 14297) фонтанной арматуры АФКЭ 65x21 (заводской № 1106) в полузакрытом положении шибера (паспорт ЗМС - ООО ПС п. 4.2.2, паспорт на фонтанную арматуру АФ.00 ПС п. 6.2.2, ПБ в НГП п. 1.5.2).

Организационные причины:

  • некачественно промыта скважина после гидравлического разрыва пласта;
  • в разделах паспорта завода-изготовителя на задвижку ЗМС 65x21 (зав. № 14297) отсутствуют: описание методов контроля положения шибера; количество оборотов маховика для полного открытия задвижки из положения "закрыто"; меры безопасности и охраны окружающей среды (имеется ссылка на устаревшие Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности 1998 г.).

Неисправная задвижка ЗМС 65x21 фонтанной арматуры, соединенная с отводом, демонтирована силами подразделения Сургутской противо-фонтанной части. При ее осмотре обнаружены следы разрушения корпуса и фланцевого соединения отвода, выявлено, что вал вращения для перемещения шибера не вращается, шибер задвижки находится в приоткрытом состоянии. Демонтированная задвижка отправлена в ООО "Нягань-нефтемаш" для комиссионного осмотра в условиях базы.

___________________________________________________________________________

Актуальные публикации по теме в 2010г.:

Объекты нефтегазодобывающей промышленности. Статистика аварийности и травматизма в отрасли.

___________________________________________________________________________

 

Расстыковка труб на 82-м км нефтепровода ПМТП-150 "Верхне-Марково-Усть-Кут"

нарушенное крепление трубы

29.05.06 Расстыковка труб на 82-м км нефтепровода ПМТП-150 "Верхне-Марково-Усть-Кут", в 40 км от г. Усть-Кута (ОАО "Иркутская нефтяная компания"; Иркутское межрегиональное УТЭН).

На нефтепроводной системе ПМТП-150, прошедшей все виды приемочных испытаний в установленном порядке, но еще не принятой приемочной комиссией в эксплуатацию, 27.05.06 вели пусконаладочные работы: заполнение нефтепровода Верхне-Марково-Усть-Кут и отладку режимов работы насосных станций. На нефтепроводе протяженностью 126,12 км смонтированы пять передвижных насосных станций (ПНС-5, -7, -8, -9 и -11). Трубопровод заполняли с действующего нефтепровода Яракта-Верхне-Марково. Последовательно вводили в работу ПНС (в скобках указано давление, МПа): 28.05.06 в 4 ч 30 мин -. ПНС-5 (на входе 1,3, на выходе 2,3); 29.05.06 в 9 ч - ПНС-9 (на входе 1,0, на выходе 1,95). При этом давление на входе ПНС-5 составляло 2,4 МПа, на выходе .- 3,6 МПа, производительность прокачки 21,5 м3/ч, скорость движения нефти 0,359 м/с. В 12 ч 29.05.06 ПНС-9 остановили по причине выхода из строя двигателя передвижной насосной установки, после чего на нефтепроводе установился следующий режим: ПНС-5 - давление на входе и выходе 2,4 и 3,6 МПа соответственно; ПНС-7, -8, -9 (не работали) -.давление 1,65; 1,45 и 0,85 МПа соответственно; давление на переходе р. Королихи (пикет 827) 1,95; на ПНС-11 (не работала, пикет 873) - 0,5 МПа.

В связи с длительным отключением ПНС-9 в 15 ч 29.05.06 движение нефти по нефтепроводу остановили. От диспетчера поступила команда обходчикам проверить давление на речных переходах. В 16 ч 30 мин обходчик сообщил по рации, что в районе р. Королихи, в 40 м от берега, подтекает нефть (давление на переходе по-прежнему оставалось в норме - 1,95 МПа). По распоряжению диспетчера обходчик перекрыл задвижки на пикете 823+32 и переходе (пикет 825+32) и продолжил обследование трубы.

Режимы на нефтепроводе после остановки всех насосных станций: ПНС-5 -температура 15 °С, давление 1,9 МПа; ПНС-7 -давление нулевое (в районе пикета 302+50 установлен обратный клапан, отм. 569,46); ПНС-8 и -9 - давление 0,75 и 0,7 МПа соответственно, на переходе (пикет 827) -. 1,95, на ПНС-11 (пикет 873) - 0,5 МПа.

В 17 ч из пос. Верхне-Марково в район р. Королихи была направлена аварийно-восстановительная бригада, которая прибыла на место аварии в 23 ч 50 мин. Обнаружив разлив нефти и расстыковку трубы, бригада приступила к локализации растекания нефти и обваловке участка. Общий (расчетный) объем вытекшей нефти составил 8,87 м3, загрязнена почва на площади 0,18 га; нефть частично попала в рр. Королиху и Лену.

разлив нефти

Технические и организационные причины аварии:

  • нарушение регламента обслуживания: своевременно не выполнен отвод паводковых вод от опор (п. 5.1 ПБ 03-517-02), в результате произошел подмыв опорной лежки трубы, что привело к просадке трубопровода;
  • несовершенство проектных решений: не предусмотрено крепление трубопровода на крутых склонах (труба сползла по склону от весовой нагрузки и температурного удлинения, и нарушился угол стыковычных соединений);
  • недостаточный контроль со стороны инженерно-технических работников предприятия за состоянием трубопровода в паводковый период; некачественный осмотр трубопровода перед запуском;
  • отсутствие (не предусмотрено проектом) нефтеулавливающих амбаров перед водными переходами.

Кроме того, комиссия отметила, что на отдельных участках трубопровода опоры выполнены из материала, не предусмотренного проектом.

Взрыв при сварочных работах ЦДНГ № 3 нефтегазодобывающего управления "Заинскнефть" ОАО "Татнефть"

вид БР-2,5.

07.06.06 Несчастный случай на площадке автоматизированной блочной установки для приготовления и дозировки деэмульгаторов и ингибиторов коррозии БР-2.5М-У1 (далее - БР), расположенной на территории дожимной насосной станции (ДНС) № 5 цеха добычи нефти и газа (ЦДНГ) № 3 нефтегазодобывающего управления "Заинскнефть", ОАО "Татнефть", находящейся в 4 км восточнее д. Верхняя Уратьма Нижнекамского р-на Республики Татарстан (УТЭН по Республике Татарстан).

Ингибитор коррозии "Реапон-И" - горючая легко воспламеняющаяся жидкость, пары которой образуют с воздухом взрывоопасные смеси.

В 7 ч 45 мин 7 июня 2006 г. начальник ЦДНГ на совещании в числе прочих заданий поручил мастеру выполнить сварочные работы согласно "Мероприятиям по ДНС-5", утвержденным 29.09.05. По окончании совещания мастер узнал от заместителя начальника цеха, что оформленный им накануне наряд-допуск на производство огневых работ не согласован с ПЧ-81 ОГПС-2 МЧС РТ и не утвержден. Не доложив начальнику цеха об отсутствии наряда-допуска, мастер выехал на ДНС-5. В 9 ч он дал задание электрогазосварщику, приехавшему на ДНС-5 на автомашине "КамАЗ", производить огневые работы в БР (срезать основание под дозатор, стойки, выправить деформированную дыхательную трубку (далее - сапун)). Однако электрогазосварщик отказался работать в БР без наряда-допуска. Тогда мастер распорядился до оформления наряда-допуска выполнять огневые работы на территории ДНС-5 ("КамАЗ" со сварочным оборудованием был установлен за ограждением ДНС-5, со стороны леса). В 10 ч 30 мин мастер сообщил по телефону начальнику цеха о проведении огневых работ без наряда-допуска, и начальник цеха сказал, чтобы не проводили огневые работы на БР. В 11 ч 30 мин он приехал на ДНС-5 и вместе с мастером проверил, как ведутся работы. После его отъезда мастер дал задание электрогазосварщику и одному из операторов по добыче нефти и газа начать огневые работы на БР без наряда-допуска, пообещав, что его скоро подвезут. "КамАЗ" поставили на расстоянии 10 м от БР, и в 13 ч 5 мин, предварительно залив водой полы технологического отсека БР, работники с помощью газорезки демонтировали основание насоса-дозатора, выполнили еще некоторые работы на БР и начали подготовку к привариванию патрубка с заглушкой к трубе сапуна (диаметр 25 мм) (сапун служит для отвода избыточного давления из емкости и расположен в ее верхней части - выведен через крышу технологического отсека, а его участок длиной 0,2 м направлен вниз). Снять сапун на время огневых работ не удалось, так как его крепление не отворачивалось, поэтому решили набить в него глиняный тампон. Выполнял эту работу оператор. Электрогазосварщик, спросив у последнего, хорошо ли набит тампон, и получив утвердительный ответ, проверил наличие тампона палочкой и отрезал углошлифовальной машиной штуцер от сапуна, а затем, "прихватив" сваркой патрубок с заглушкой, стал его "обваривать". В это время мастер услышал шипение, затем из сапуна появилось пламя, и раздался взрыв. Электрогазосварщика взрывной волной отбросило с лестницы на бордюрное ограждение площадки (на 4 м от БР), и он потерял сознание. Один из работников, услышав крики о помощи мастера, находившегося в 5 м от БР и пытавшегося отползти, подбежал к нему и оттащил в сторону от зоны высокой температуры. Заметив оператора, лежавшего на асфальтовой дороге в 3 м от БР, спецодежда на котором местами горела и тлела, он вместе с другими подбежавшими работниками стал оказывать ему помощь. В 14 ч 40 мин всех пострадавших, получивших тяжелые травмы, привезли в ЦРБ г. Заинска, а в 17 ч 30 мин оператора, получившего ожоги I-III степени (85 %), направили в ожоговое отделение больницы скорой медицинской помощи г. Набережные Челны, где 8 июня 2006 г. он скончался.

Причины взрыва газовоздушной смеси:

  • нарушены п. 640 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, ППБ 01-03 и п.3.6Ти повой инструкции по организации безопасного проведения огневых работ на взрывоопасных и взрывопожароопасных объектах, РД 09-364-00;
  • не разрабатывались и соответственно не были выполнены подготовительные работы, обеспечивающие безопасное проведение огневых работ, в том числе: технологическая емкость БР-2,5 не освобождена от взрывопожароопасного реагента "Реапон-И", не очищена, не промыта, не пропарена, не провентилирована; перед началом и во время проведения огневых работ не контролировалось состояние газовоздушной среды в опасной зоне;
  • не разрабатывались и не проводились мероприятия по безопасному проведению огневых работ, не назначены лица, ответственные за их подготовку и проведение;
  • не проведен инструктаж по соблюдению мер безопасности при выполнении огневых работ;
  • отсутствуют газоспасательная служба и производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности при организации и ведении огневых работ на опасных производственных объектах.

Разрушение мачты универсального подъемного агрегата на скважине Талинского месторождения

17.06.06 Разрушение мачты универсального подъемного агрегата УПА 60/80, используемого для освоения и ремонта нефтяных и газовых скважин, в ходе работ на скважине № 2921 куста № 43 бис Талинского месторождения (ООО "Интегра КРС"; УТЭН по Ханты-Мансийскому автономному округу).

Бригада КРС № 304 ЦКРС № 3 вела работы по срыву пакера и подъёму НКТ 3 1/2 после ГРП. Срыв пакера (ПРО-ЯМ Д 122 № 6820) производился при нагрузке (по ИВЭ-50) 39,8 т, демонтаж подгонного патрубка длиной 4 м, подготовительные работы и подъем НКТ 3,5 с пакером .- при нагрузке 36,8 т (примерно 9 м НКТ над устьем). Во время подъема НКТ сломалась мачта подъёмника. Пострадавших нет.

Причины аварии:

  • УПА 60/80 установлен на приустьевой площадке с нарушением инструкции завода-изготовителя по его эксплуатации;
  • расположение якорей оттяжек не соответствовало схеме; не установлены стяжные винты фундаментной балки;
  • неудовлетворительно организован технологический контроль за безопасной эксплуатацией УПА 60/80 при ремонте скважины № 2921 куста № 43 бис Талинского месторождения;
  • производственный контроль не обеспечивал соблюдение требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации.
а) б)

Последствия аварии на скважине № 2921 Талинского месторождения:

  • а и б - аварийный подъемник (общий вид);
  • в - якоря оттяжек, расположенные с нарушением схемы (видно отсутствие стяжных винтов на фундаментной балке);
  • г - сломанная мачта подъемника.
в) г)