Управление Ростехнадзора по Калужской области

Авария (падение) железнодорожного крана ЕДК-300/2

Авария (падение) железнодорожного крана ЕДК-300/2 в ОАО «Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод»

(Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Самар­ской области).

Железнодорожный кран ЕДК-300/2 изготовлен на Лейпцигском на­родном предприятии тяжелого машиностроения им. С.М. Кирова (ГДР), в 1982 г. (длина стрелы - 16,0 м, грузоподъемность - 15,0 т, максимальный вылет - 17,0 м).

В сентябре 2005 г. проведена экспертиза промышленной безопасно­сти в части оценки технического состояния металлоконструкций и меха­низмов крана и возможности его дальнейшего использования. По заклю­чению экспертизы кран находится в работоспособном состоянии.

Полное техническое освидетельствование крана проведено 09.09.05. Крановщик перед выходом на линию 14 ноября проверил исправность крана с записью в вахтенном журнале «Кран исправен».

Промышленная безопасность - аварии и катастрофыВ день аварии начальник цеха без письменной заявки направил кран под управлением крановщика на завод «Нефтехимия», однако, фактиче­ски, работы краном велись вне территории завода (на участке, не относя­щемся к «Нефтехимии»). Прибыв на место работы, крановщик, не выяснив точно массу груза (цистерны) и не установив кран на выносные опоры, как требовали условия работы, не настроив прибор ОНК-140-41 на работу без выносных опор, приступил к погрузочно-разгрузочным работам. По окон­чании строповки груза крановщик начал подъем до необходимой высо­ты. При повороте стрелы кран потерял устойчивость и опрокинулся набок. Осмотр крана на месте аварии показал, что приборы безопас­ности исправны, выносные опоры находятся в транспортном положении. Стрела нанесла незначительные повреждения задней части трейлера. Пострадавших нет.

Причины аварии крана:

· подъем железнодорожным краном ЕДК-300/2 груза, превышающе­го его грузоподъемность на 60 % для данного вылета стрелы при работе без опор;

· настройка прибора ОНК-140-41 на работу без выносных опор (при­бор не работал) не проведена;

· несанкционированное выделение крана цехом сторонней органи­зации, где не было обеспечено безопасное производство работ краном (отсутствие стропальщиков и ответственного за безопасное производ­ство работ краном);

· отсутствие схем строповки и выполнение работы на неподготовленных площадках.