Управление Ростехнадзора по Калужской области

Авария (падение) автомобильного крана КС-55729 в ООО «Стройгаз»

(Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Новгородской области).

Кран КС-55729 изготовлен в ОАО «Галичский автокрановый завод» в 2003 г., максимальная грузоподъемность 32 т, вылет 3,0-27,0 м, длина стрелы 9,5-30,1 м; режим работы А1. На кране установлен ограничитель нагрузки крана ОНК-140-57М, изготовленный в ОАО «Арзамасский прибо­ростроительный завод» в 2003 г.

Полное техническое освидетельствование крана проведено на заво­де-изготовителе 24.12.03, частичное - 24.08.05. Срок следующего полно­го технического освидетельствования - 24.12.06.

Авария произошла при демонтаже стальной дымовой трубы котель­ной гидромелиоративного техникума с использованием указанного кра­на. Площадка, на которой был установлен кран, - спланированная, подго­товленная, без уклона, грунт утрамбованный, сухой.

В 10 ч 3 октября прораб, ответственный за безопасное производство работ кранами, дал задание крановщику, стропальщику и двум рабочим демонтировать стальную дымовую трубу высотой 39,5 м котельной гидро­мелиоративного техникума с помощью крана (под его собственным руко­водством).

По прибытии на место проведения работ в 10 ч 30 мин прораб указал крановщику, куда установить кран. После установки крана на выносные опоры, используя четырехветвевой строп грузоподъемностью 4 т, подня­ли металлическую трехколесную тележку на высоту около 20 м для стро­повки трубы. Строповку производили одноветвевым стропом грузоподъ­емностью 10 т. Застропив трубу методом «на удавку», стропальщик по страховочному канату спустился на землю, а рабочие приступили к отво­рачиванию болтов, которыми труба крепилась к фундаменту, и срезали при помощи газорезки крепление растяжек к анкерам.

По окончании подготовительных работ крановщик по команде прора­ба снял трубу с фундамента и поставил ее вертикально на грунт. Умень­шив длину стрелы с 28,44 до 24,36 м, он начал переводить трубу из верти­кального положения в горизонтальное, попеременно выполняя вращение стрелы вправо, опускание груза и опускание стрелы (уменьшение угла подъема стрелы). Два рабочих придерживали груз растяжками. Оконча­тельный демонтаж трубы осуществлялся с опусканием стрелы (увеличе­ние вылета). Через 16 с после начала указанной операции сработал огра­ничитель ОНК-140-57М, подававший звуковые и световые сигналы, что указывало на перегруз крана. Несмотря на показания прибора, кранов­щик продолжал работу. После того, как кран начал терять устойчивость, крановщик, пытаясь изменить ситуацию, повернул стрелу влево, но пре­дотвратить аварию уже не смог - кран опрокинулся.

Причина падения крана - перегруз в 1,88 раза при следующих па­раметрах нагрузки по данным регистратора параметров прибора ОНК-140-57М:

  • длина стрелы, м................................................... 24,36
  • угол подъема стрелы, град...................................... 48,2
  • вылет, м.............................................................. 15,68
  • масса, т............................................................... 3,94
  • опрокидывающий момент, %.................................... 188

Паспортная грузоподъемность при длине стрелы 24,36 м на вылете 15,68 м составляет 2,1 т.

Информация с блока обработки данных памяти OHK-140-57М позво­лила выявить факт блокировки ограничителя и выполнение запрещенных операций при превышении грузоподъемности крана на 50-89 %.

В результате опрокидывания кран получил следующие повреждения:

· деформированы:

ü выдвижные секции стрелы - вторая, третья и четвертая;

ü рама базового шасси МАЗ-630303;

ü кабина базового шасси МАЗ-630303;

· разбито лобовое стекло кабины базового шасси МАЗ-630303;

· сломан вал выходной шестерни механизма поворота;

· оторвано крепление гидроцилиндра выдвижения балки левой пе­редней выносной опоры;

Основные причины аварии:

  • подъем груза массой, превышающей грузоподъемность крана;
  • неисправность ограничителя грузоподъемности крана;
  • неумелые действия крановщика в аварийной ситуации;
  • производство работ краном без ППРк;
  • неудовлетворительное руководство работами по демонтажу дымо­вой трубы с помощью автомобильного крана прорабом, являвшимся ли­цом, ответственным за безопасное производство работ краном;
  • допуск необученных рабочих в качестве стропальщиков при подъ­еме и удерживании груза растяжками.