Управление Ростехнадзора по Калужской области

Авария автомобильного крана КС-4572А в ЗАО «Моспромстрой»

 

(Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по городу Москве).

Несчастный случай со смертельным исходом.

Автомобильный кран КС-4572А, изготовленный на Галичском автокра­новом заводе в 1994 г., отработал нормативный срок службы. Специа­лизированная организация ООО «Кранмонтаж» в апреле 2005 г. провела экспертизу промышленной безопасности автокрана и продлила срок его службы до сентября 2006 г.

Строительная площадка, на которой произошла авария, находится на территории действующей РТС. Территория ограждена, для ограничения доступа на нее посторонних лиц дирекцией РТС установлен пропускной режим. На объекте ведутся устройство кирпичных перегородок и штука­турные работы в помещении частотно-регулируемого привода (ЧРП) ма­шинного зала РТС. Вход в помещение ЧРП - через ворота, которые на момент осмотра были открыты. Справа от ворот к машинному залу при­строены металлические конструкции будущей вентиляционной камеры. Напротив ворот, на расстоянии 3,5 м от них, на цементированной неров­ной площадке с уклоном в сторону вентиляционной камеры расположен автомобильный кран КС-4572А.

Примерно в 8 ч мастер, ответственный за безопасное производство работ краном, проверил правильность установки его и сделал запись в вахтенном журнале о разрешении работы. Автокран установлен на четы­ре опоры, под которыми находились металлические башмаки и инвентар­ные деревянные подкладки. Мастер провел инструктаж по охране труда и дал задание крановщику и стропальщику доставлять краном ящики с рас­твором к проему кирпичной кладки вентиляционной камеры для выполне­ния штукатурных работ в помещении ЧРП. С 8 ч 30 мин до обеда автокра­ном подавали раствор. В 15 ч прибыла следующая машина с раствором, и работы возобновились. В 15 ч 10 мин крановщик включил кран, подвел крюковую подвеску с 4-ветвевым стропом к ящику с раствором. При этом одна секция стрелы была выдвинута примерно на 15,7 м. Стропальщик за­цепил ящик, заполненный раствором (объем 0,5 м3) за четыре петли и дал рукой команду крановщику поднять и переместить ящик. Крановщик под­нял груз, выдвинул вторую секцию стрелы на 21,5 м (вылет стрелы соста­вил 16,7 м) и включил механизм поворота стрелы крана в сторону вентиля­ционной камеры. Стропальщик, наблюдавший за перемещением ящика, направившись к месту подачи раствора, увидел, что стрела крана стала резко падать и уперлась в металлическую балку дымохода трубы РТС; при этом кран сильно наклонился, а крановщик в кабине отсутствует. Подой­дя к месту работ, стропальщик обнаружил крановщика, лежащего на зем­ле. В это время сюда же подошел мастер. Увидев, что кран наклонен, а крановщик лежит на земле и не двигается, он побежал в административ­ный корпус РТС и вызвал скорую помощь. Прибывший врач скорой помо­щи констатировал смерть пострадавшего.

Автокран после аварии находится в наклоненном поло­жении и опирается на левое переднее колесо, выдвинутый шток левой передней выносной опоры, металлический башмак, инвентарную дере­вянную подкладку и отколовшуюся часть бетонной плиты дорожного по­крытия. Три другие выдвинутые опоры (левая и правая задние и правая передняя) подняты над уровнем дорожного покрытия на высоту 1,5; 4,0 и 2,5 м соответственно. Дверь кабины водителя открыта. Стрела автокра­на, находящаяся почти в горизонтальном положении, выдвинута на дли­ну 21,5 м и оголовком упирается в металлическую балку дымохода трубы РТС, препятствуя опрокидыванию автокрана. Нижняя точка кабины авто­крана расположена на высоте 2,3 м от земли. Дверь кабины крановщика упирается в металлоконструкции вентиляционной камеры, стекло выбито. Верхняя часть лобового стекла кабины крановщика поднята и зафиксиро­вана в полностью открытом положении, нижняя часть - выбита. Оголовок стрелы находится на расстоянии 5 м от уровня земли. Грузовой крюк рас­положен в 60 см от стрелы, расстояние между блоками оголовка стрелы и крюковой подвески составляет 40 мм. На грузовом крюке крана подвешен канатный 4-ветвевой строп длиной 3 м, зацепленный по диагонали двумя крюками за ящик с раствором. Два крюка лежат в растворе. Ящик нахо­дится на земле. Стропы провисли. Масса ящика и стропа 1100 кг.

Непосредственно в зоне работы автокрана на расстоянии 14 м от его оси вращения находится место приема раствора. Имеются следы раство­ра на земле. В зоне действия автокрана расположены также пустой бункер для бетона, компрессор, металлические будки для хранения инструмента и грузозахватных приспособлений, пачка асбестоцементных листов, сло­женные в стопку плиты утеплителя. Схема строповки грузов установлена примерно в 10 м от автокрана.

Тело пострадавшего обнаружено на земле под кабиной автокрана. Ме­сто несчастного случая ограждено сигнальной лентой.

Температура воздуха, согласно измерениям экспертов прокуратуры, на момент происшествия 31°С. Освещение естественное. Опасный произ­водственный фактор - падение пострадавшего из окна наклоненной ка­бины автокрана с высоты 3,3 м.

При расследовании установлены основные причины аварии:

  • кран использовали для подъема и перемещения груза, пре­вышающего его грузоподъемность на 0,3 т на данном вылете стрелы, с заблокированными приборами безопасности, в результате чего ограни­читель грузоподъемности АСУ ОГП-31 не отключил исполнительные меха­низмы автокрана;
  • по заключению экспертизы приборов безопасности крана, прове­денной специализированной организацией ООО «ОДАРТ», во время ра­боты крана ограничитель грузоподъемности АСУ ОГП-31 был зашунтирован и не срабатывал (не отключал исполнительные механизмы крана), что приводило к систематическому перегрузу крана (в момент несчастного случая перегруз составил 0,3 т).

Члены комиссии при дополнительном осмотре крана в отсеке обору­дования обнаружили деревянную палку, которой производилось шунти­рование (блокировка) приборов безопасности. На палке заметны харак­терные следы механизмов, на которые она была установлена.

Специализированная организация ООО «Кранмонтаж» провела обсле­дование крана, в результате которого установлено, что основные несущие элементы металлоконструкций крана (в том числе опорная и поворотная рамы, стрела и выдвижные опоры) на момент обследования имеют де­формации и трещины, указанные в ведомости дефектов и появившиеся вследствие опрокидывания крана. На основании изложенного комиссия считает, что данный случай относится к инциденту при эксплуатации гру­зоподъемного крана.