Управление Ростехнадзора по Калужской области

Авария козлового крана ЛТ-62 на лесоскладе ОАО «Онегалес»

Авария козлового крана ЛТ-62 на лесоскладе ОАО «Онегалес»

 

(Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Архангельской области).

Травмирован крановщик.

 

Нижний склад ОАО «Онегалес» представляет собой открытую террито­рию, расположенную вдоль правого берега р. Онеги, и предназначен для складирования и разделки хлыстов, подвозимых автомобильным транс­портом, на сортименты. Работы по разгрузке и складированию хлыстов проводят двумя козловыми кранами ЛТ-62; четырьмя башенными крана­ми КБ-572 бревна из карманов-накопителей укладывают в штабеля для последующей отгрузки в вагоны МПС. Разделку хлыстов производят на двух разделочных площадках, после чего сортименты с помощью транспортера распределяют по накопительным карманам. Бревна из карма­нов-накопителей автопогрузчиками перевозят на территорию «Онежского ЛДК». Грузоподъемные краны установлены на четырех подкрановых путях. Крановые пути, на которых стоял упавший кран, расположены вдоль реки. Берег укреплен от размыва свайной стенкой. Расстояние от балластной призмы крановых путей до свайной стенки - 11 м с уклоном в сторону реки около 10-15°. Разгрузку и перемещение лесоматериалов выполняют с по­мощью петлевых стропов грузоподъемностью 6,3 т, длиной 11 м.

В рабочей зоне козлового крана ЛТ-62 установлена раскряжевочная линия ЛО-117, а также складированы хлысты в пачках массой по 15-20 т на подкладки из бревен, поочередно комлем к реке и от реки. Высота пач­ки - 1,5-2 м. Некоторые пачки складированы в два ряда и увязаны про­волокой. Часть рабочей зоны крана свободна - на ней находятся под­кладки для складирования хлыстов, выполненные из бревен диаметром 26-28 см, и остатки бракованных бревен. Рабочая длина крановых пу­тей составляет 140 м. Часть путей (82 м) не эксплуатируется и отделена от остальных путей тупиковыми упорами. На нерабочих путях находится списанный и снятый с учета козловой кран ЛТ-62, предназначенный для демонтажа.

В день аварии до обеденного перерыва стропальщик и крановщик раз­гружали козловым краном ЛТ-62 с автолесовозов лесоматериалы в хлы­стах. Стропальщик зацеплял двумя петлевыми стропами пачку хлыстов и при помощи крана подавал в разобщитель хлыстов раскряжевочной ли­нии ЛО-117. Если разобщитель был занят, хлысты складировали на сво­бодное место в рабочей зоне крана. В обеденный перерыв (с 19 до 20 ч) крановщик остался обедать в кабине крана, мотивируя это тем, что мо­жет подъехать машина под разгрузку, или надо будет менять торцовочную пилу на установке ЛО-117. Во время обеденного перерыва кран находил­ся над раскряжевочной машиной ЛО-117 и не был установлен на противо­угонные захваты. Стропальщик в это время уехал на велосипеде домой. В начале обеда оператор раскряжевочной машины ЛО-117 попросил кра­новщика поменять пилу раскряжевочной машины при помощи крана. Это заняло 10-11 мин. Во время замены пилы ветер был несильный. После за­мены крановщик продолжил обед в кабине крана. Увидев приближающу­юся грозовую тучу, оператор, находившийся на раскряжевочной машине ЛО-117, предложил крановщику застропить пачку хлыстов, складирован­ных под краном, за крюк крана для защиты от угона крана ветром, но кра­новщик отказался, сказав, что лучше поставить кран на противоугонные захваты. Оператор стал спускаться с установки, чтобы поставить кран на захваты. В это время под действием сильного порыва ветра кран стал пе­ремещаться к дальним тупиковым упорам, которые находились на рас­стоянии 117 м от него.

Крановщик, обнаружив движение крана, попытался затормозить его, включая контроллер до 5-го положения на движение крана против ветра.

Поскольку это не помогло остановить кран, он переключил контроллер на 2-3 с по ветру, а затем - вновь против ветра. Но кран продолжал двигаться с большой скоростью и, доехав до «тупиков», ударился о них.

Авария козлового крана ЛТ-62 на лесоскладе ОАО «Онегалес»От удара левый тупиковый упор приподнялся и сдвинулся на 1 м. Две шпильки, крепившие «тупик» к рельсу кранового пути, лопнули. Нижний конец тупикового упора уперся в полушпалу, сдвинув ее и две последу­ющие, выдавив гравий, находившийся между шпалами. Подкрановый рельс над местом, где ранее находились шпалы, лопнул. Левая сторона крана, сдвинув тупиковый упор на 1 м, остановилась, а правая сторона - ударилась о тупиковый упор и сбила его. Шпильки, крепившие «тупик», также лопнули. Верхнюю часть упора, оторвавшуюся от рельса, к которо­му она была приварена, отбросило вперед и в сторону, на 3 м от места установки. Шарнирная опора крана продвинулась вперед на 12 м, в ре­зультате чего кран развернулся на 20-30° по отношению к крановым пу­тям, в сторону реки, и начал падать. Крановщик успел выйти из кресла, перейти на свободное место за ним, присел и обхватил голову руками. Ри­гель крана упал на кучу песка и остатки бревен за рабочей зоной крана. Левая его сторона, где находилась кабина крановщика, упала за крановые пути в сторону реки (рис. а и б). За счет деформации ригеля крана удар кабины о землю был смягчен, крановщик, получивший травмы, остался жив.

Оператор и вернувшийся с обеда стропальщик подбежали к кабине крана. Увидев, что крановщик жив, стропальщик побежал к рабочим в по­мещение для отдыха, которое находилось поблизости, и по телефону вы­звал скорую помощь. Мастер смены, увидев из окна конторки, что упал кран, по телефону сообщила о случившемся начальнику участка, который находился дома. Рабочие помогли вытащить крановщика из кабины крана и на носилках перенести в машину скорой помощи.

Онежской центральной районной больницей выдано заключение о тя­жести производственной травмы: сотрясение головного мозга, перелом 7- и 8-го ребер справа, подключичная эмфизема, ушиб правой почки, ми­крогематурия, множественные рваные раны лица и правого предплечья.

Причины несчастного случая:

Ознакомившись с технической документацией, осмотрев место про­исшествия, опросив свидетелей и должностных лиц, комиссия пришла к выводу, что несчастный случай обусловлен следующими причинами:

· при приближении грозы (в начале грозового порыва прибор показы­вал скорость ветра до 23-24 м/с) не были приняты меры против угона кра­на ветром (кран не был поставлен на противоугонные захваты) (нарушение п. 4.27.7 Производственной инструкции для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации мостовых и козловых кранов в ОАО «Онега-лес», утвержденной главным инженером ОАО «Онегалес» 26.02.01);

· тупиковые упоры, установленные на крановых путях крана ЛТ-62, не соответствуют конструкции, разработанной заводом-изготовителем крана (нарушение ст. 8.2, 8.3к Правил устройства и безопасной эксплуа­тации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00; п. 5 Заводской инструкции по устройству кранового пути; п. 3.5.4 и 3.5.12 РД 10-117-95 Требований к устройству и безопасной эксплуатации рельсовых путей козловых кра­нов);

· кран допущен к работе с неисправным прибором безопасности (анемометром) (нарушение ст. 9.5.19м ПБ 10-382-00);

· неудовлетворительно содержались и эксплуатировались наземные крановые пути - величины отклонений кранового пути от проектного по­ложения выше допустимых, пути неисправны.

Люблю рыбу и недавно узнал рецепт жареного окуня

Купил коптильню и узнал как коптить рыбу в коптильне на сайте копченый.рф
Узнайте как правильно пить вино прямо сейчас
Чтобы сварить холодец - прочитайте рецепты холодца
Люблю сало и рецепты сала читаю постоянно
Нашёл рецепты самогона и теперь не покупаю водку в магазине
Рекомендую пьяные драки на виде