Управление Ростехнадзора по Калужской области

Авария (падение стрелы и разрушение башни) башенного кра­на КБ-403А

(Управление по технологическому и экологическому над­зору Ростехнадзора по Республике Дагестан).

Групповой несчастный случай со смертельным исходом в ООО «Олимпия»

 

Место аварии - строительная площадка рядом с жилым 9-этажным домом в г. Махачкале, где ведется строительство ранее смонтированных и находившихся на консервации двух корпусов 81-квартирного жилого дома из сборного железобетона ЖСК «Троллейбус».

Авария (падение стрелы и разрушение башни) башенного кра¬на КБ-403А На строительной площадке находился башенный кран КБ-403А, изго­товленный в Московском производственном объединении «Строймаш» в 1986 г.

В день аварии крановщица не вышла на работу. Прораб ОАО «МДСК» дал задание звеньевому на внутренние работы и около 9 ч ушел звонить на комбинат, чтобы отменили доставку материалов на объект. В отсут­ствие прораба на объект пришел крановщик и, как видно из протоколов опроса очевидцев, проявил инициативу: осмотрев кран внизу, поднялся в кабину и начал проверять работу крана без груза. В это время без ве­дома строителей ОАО «МДСК» и работников ООО «Олимпия» на кран под­нялся монтажник. По просьбе крановщика для проверки работы крана с самым тяжелым грузом звеньевой дал команду другому монтажнику застропить плиту перекрытия, что и было выполнено. Крановщик несколько раз медленно поднял и опустил груз, затем, подняв плиту перекрытия вверх, спросил у звеньевого, куда ее подавать. Получив указание звенье­вого, крановщик начал перемещать кран по рельсовым путям в сторону блок-секции «Б», поворачивая при этом стрелу влево для установки пли­ты на блок-секцию «А». При движении башенный кран наехал на тупико­вые упоры.

На команду «стой», несколько раз поданную звеньевым, крановщик не реагировал, и кран продолжал перемещаться в конец рельсовых путей. При этом ходовые тележки сбили оба тупиковых упора, кран переместил­ся в конец рельсовых путей, под которыми отсутствовали полушпалы. В результате рельсы надломились с двух сторон, и ходовые тележки кра­на провалились в грунт на глубину до 0,5 м, а металлоконструкции порта­ла ударились о выступающий балкон дома (блок-секция «Б»). По инерции стрела крана вместе с грузом массой 6,5 т начала разворачивать башню крана влево, плита перекрытия вместе с крюковой подвеской и 4-ветвевыми стропами упала вниз между торцами блок-секций «А» и «Б». В районе второй секции башня крана изогнулась и накренилась над блок-секцией «Б». Стрела, опрокинувшись через проезжую дорогу с обратной стороны блок-секции «Б», зацепила оголовком часть крыши и угол сторожевого по­мещения ООО «Фракойл», пробила асфальт и углубилась в землю за во­ротами предприятия примерно на 0,7 м. Грузовая каретка стрелы зацепи­лась за оголовок железобетонного столба, установленного на расстоянии 0,4 м от сторожевого помещения (рис. а и б). Пострадавшие крановщик и монтажник выпали из кабины крана через верхнюю открывающуюся ло­бовую створку и упали на землю с высоты 17 м, в результате чего получили смертельные травмы.

Авария (падение стрелы и разрушение башни) башенного кра¬на КБ-403А Причины аварии и группового несчастного случая со смертель­ным исходом:

  • башенный кран пущен в эксплуатацию с неисправными тормозами механизма передвижения;
  • тупиковые упоры, установленные на крановом пути, не соответство­вали нормативным требованиям;
  • крановый путь не имел ограничительных линеек для остановки ме­ханизма передвижения крана, в конце кранового пути не было шпал;
  • краном управлял не назначенный и не работающий в организации крановщик;
  • кран не был зарегистрирован в Управлении по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Дагестан;
  • в ООО «Олимпия» не был организован технический надзор за без­опасной эксплуатацией башенных кранов;
  • руководители организации и специалисты не проходили обучение и аттестацию на знание требований ПБ 10-382-00.