Управление Ростехнадзора по Калужской области

Авария (падение) башенного крана БК-1000Б на производственной базе ООО «Компания БИАНТ»

Авария (падение) башенного крана БК-1000Б на производ­ственной базе ООО «Компания БИАНТ» (Управление по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по Свердловской области). Трав­мированы крановщик и электромонтер.

Производственная база представляет собой площадку размером 260x73 м, на которой установлены стеллажи со стойками для складиро­вания металлопроката (последний складируют также и без стеллажей). С одной стороны площадки проложена дорога с оборудованными стоянка­ми под погрузку-разгрузку автотранспорта, а с другой стороны с той же целью проложено четыре тупика железной дороги.

Авария (падение) башенного крана БК-1000Б на производственной базе ООО «Компания БИАНТ»В 18 ч по заданию мастера погрузочно-разгрузочных работ с помощью башенного крана производилась перестановка бульдозера Катарпиллер с одного места площадки на другое, чтобы освободить место для уста­новки стеллажей под металлопрокат. Работы выполняла бригада в соста­ве четырех стропальщиков и крановщика.

Кран БК-1000Б, передвигавшийся к месту перестановки бульдозе­ра, остановился на расстоянии 7-8 м от тупиковых упоров. При этом вы­лет до поднимаемого груза составлял 37 м. Грузоподъемность крана БК-1000Б на данном вылете - 22 т.

Предполагая, что масса бульдозера примерно 20 т, стропальщики ре­шили использовать 4-ветвевой канатный строп и два универсальных стро­па. Они застропили груз, после чего мастер дал крановщику команду на подъем, однако ограничитель грузоподъемности крана не позволил осу­ществить его. Убедившись, что поднять груз не удается, не зная причины этого, крановщик через мастера вызвал электромонтера. Поднявшись в кабину крана и решив, что причиной является падение напряжения в си­ловой цепи, не проверив эту версию, он отключил один из электродви­гателей 2-приводного механизма основного подъема крана. Но и после этого ограничитель грузоподъемности не дал возможности осуществить подъем. Тогда электромонтер, выведя из действия прибор безопасно­сти, ограничивающий грузоподъемность крана, дал команду крановщику на подъем груза. Подняв груз на высоту 3-4 м (для обеспечения проноса над уложенным металлопрокатом), крановщик повернул стрелу на 70-80°. При этом кран потерял устойчивость и опрокинулся.

Авария (падение) башенного крана БК-1000Б на производственной базе ООО «Компания БИАНТ»Нахо­дившиеся в кабине крана крановщик и электромонтер получили травмы:

- крановщик - открытый перелом наружного мыщелка левой большеберцовой кости и закрытый перелом шейки левого бедра, относящийся к разряду тяжелых несчастных случаев;

- электромонтер – перелом дистального эпиметадиофиза правой голени, относящийся к разряду легких несчастных случаев.

Охрана предприятия вызвала скорую медицинскую помощь. Работники предприятия ООО «Компания БИАНТ» извлекли пострадавших из кабины крана и помогли отправить их в карете скорой помощи в ЦГБ № 23 г. Екатеринбурга.

В ходе расследования аварии с групповым несчастным случаем (осмотр места аварии, опрос свидетелей, изучение технической документации) комиссия установила:

масса бульдозера Катарпиллер, определенная путем взвешивания, составила 34 т. При вылете стрелы 37 м и запасовке каната полиспаста механизма основного подъема в четыре нити грузоподъемность крана была превышена на 65 %;

выведен из работы ограничитель грузоподъемности ОНК-М башенного крана БК-1000Б;

крановщик имел низкую квалификацию из-за неудовлетворительно проведенной стажировки на башенном кране БК-1000Б;

перед началом работы не проверена работа ограничителя грузоподъемности крана контрольным грузом;

не проведено частичное техническое освидетельствование крана БК-1000Б (последнее частичное техническое освидетельствование было 10.12.03);

электромонтер не прошел подготовку и аттестацию в учебном заведении как инженерно-технический работник;

ответственный за исправное состояние крана БК-1000Б механик не контролировал выполнение крановщиком и электромонтером производственных инструкций; крановщик и электромонтер не были ознакомлены с руководством по технической эксплуатации крана БК-1000Б;

производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте неэффективен. Причины аварии и группового несчастного случая: подъем краном БК-1000Б груза, масса которого неизвестна, но, как оказалось, превышала его паспортную грузоподъемность на конкретном вылете стрелы (нарушение Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382–00 и Руководства по технической эксплуатации крана БК-1000Б);

отключение приборов и устройств безопасности, ограничивающих грузоподъемность крана БК-1000Б (нарушение ст. 9.5.19 ПБ 10-382–00 и п. 6.8.9 Руководства по технической эксплуатации крана БК-1000Б);

• перед началом работы не проводилось испытание грузом ограни­чителя грузоподъемности (нарушение ст. 9.5.13д ПБ 10-382-00 и п. 13.3.3 Инструкции по технической эксплуатации крана);

• не организован надлежащий производственный контроль за со­блюдением требований промышленной безопасности и надзор за безо­пасной эксплуатацией грузоподъемных кранов (нарушение ст. 9.4.1, 9.4.2е ПБ 10-382-00).