Управление Ростехнадзора по Калужской области

Заседание общественного совета при ростехнадзоре


В заседании Общественного совета при Ростехнадзоре, состоявшемся 16 июня 2011 г., приняли участие статс-секретарь — заместитель руководителя ведомства А.В. Ферапонтов, заместитель руководителя Ростехнадзора Б.А. Красных, начальники ряда управлений центрального аппарата и ответственные сотрудники Службы.

Первые два вопроса повестки заседания предусматривали рассмотрение работы Управления по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок и Управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиацион-но опасных объектов, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой. С докладами перед членами Общественного совета выступили начальники этих управлений М.И. Мирошниченко и А.И. Кислов. Они подробно рассказали о деятельности своих подразделений в 2010—2011 гг.

Заслушав и обсудив доклады, Общественный совет объединил решения по данным вопросам в одно. В нем отмечается, что оба управления на достаточно высоком уровне осуществляют деятельность по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок, а также постоянно инициируют и принимают меры по недопущению снижения безопасности в условиях развития атомной энергетики, продления срока службы энергоблоков АЭС, выработавших проектный, несовершенства действующей законодательной базы в области использования атомной энергии и негативного воздействия на регулирование безопасности объектов использования атомной энергии факторов, связанных с проведением административной реформы и реформы технического регулирования в атомной отрасли. Нарушений в работе атомных станций и исследовательских ядерных установок, классифицируемых как аварии, в 2010 г. и за истекший период 2011 г. не было. Состояние ядерной, радиационной и технической безопасности энергоблоков атомных станций характеризуется в целом как удовлетворительное. Не зарегистрировано аварий, радиационных происшествий и на объектах, входящих в сферу компетенции Управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно опасных объектов, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой. Общественный совет одобрил работу, проводимую управлениями.

Решено подготовить и направить в адрес Администрации Президента и Правительства Российской Федерации, обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации обращение Общественного совета при Ростехнадзоре о содействии в рассмотрении и внесении в Государственную Думу законопроекта «О государственном регулировании ядерной и радиационной безопасности» в целях устранения пробелов в существующем законодательстве и усиления государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии.

Члены Общественного совета обратились к руководству Ростехнадзора с просьбой о поддержке этой инициативы.

Решено также провести совместное обсуждение с соответствующей комиссией Общественной палаты Российской Федерации, Общественным советом Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» законопроекта «О государственном регулировании ядерной и радиационной безопасности».

Комиссии по регулированию безопасности объектов использования атомной энергии Общественного совета необходимо подготовить предложения и принять решение о создании при совете экспертной (рабочей) группы по предоставлению консультативных, информационных и экспертных услуг по оценке надежности современных систем управления объектов использования атомной энергии, основанных на применении цифровых и программируемых средств, а также совместно с соответствующими управлениями центрального аппарата Ростехнадзора определить задачи Общественного совета по реализации предложений Ростехнадзора по усилению системы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, выработанных на основе реализации миссии МАГАТЭ в Российской Федерации в ноябре 2009 г.

Руководству Ростехнадзора рекомендовано выработать меры по привлечению в управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью высококвалифицированных кадров.

Следующий вопрос повестки заседания Общественного совета — обсуждение мер по оптимизации лицензирования отдельных видов деятельности в области горных работ (постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. № 599) и взрывчатых материалов промышленного назначения (постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. № 279). С докладом по этой теме выступил начальник Управления горного надзора А.И. Перепелицын. Он сообщил, что в Перечень работ и услуг, выполняемых при эксплуатации взрывопожаро-опасных производственных объектов, вошли работы со взрывчатыми веществами, к которым относятся взрывчатые материалы промышленного назначения. Этот перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. № 599 «Положение о лицензировании эксплуатации взрыво-пожароопасных производственных объектов». Кроме того, данным перечнем определено ведение горных работ, работ по обогащению полезных ископаемых, а также работ в подземных условиях. Однако в ряде случаев горные работы по добыче полезных ископаемых ведутся без использования (образования) взрывопожароопасных веществ. Например, разработка россыпных полезных ископаемых песчаногравийной смеси, глин, мела и др. Положением также не учтен критерий «образование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ», определенных приложением 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», что создает затруднения при лицензировании взрывопожароопасных объектов, на которых технологии непосредственно связаны с пыле- и газообразованием.

В то же время лицензирование деятельности в области взрывчатых материалов промышленного назначения осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. № 279 «Об утверждении положений о лицензировании в области взрывчатых материалов промышленного назначения». Оба документа содержат идентичные критерии, что приводит к дублированию лицензирования организаций, осуществляющих деятельность в области взрывчатых материалов промышленного назначения.

В целях оптимизации лицензируемых видов деятельности Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору разработала и направила на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожаро-опасных производственных объектов». Однако Мин экономразвития России своим письмом отказал Ростехнадзору в согласовании данного проекта в связи с разработкой нового Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» со ссылкой на то, что данный закон будет содержать комплексные изменения процедур лицензирования.

Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» вышел, но никаких изменений по поднятым Ростехнадзором вопросам в области лицензирования эксплуатации взрывопожароопас-ных производственных объектов в него не внесено. Более того, этим законом (п. 10 статьи 12) лицензируемые виды деятельности объединены в общий список: «разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), взрывчатых материалов промышленного назначения, пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение взрывчатых материалов промышленного назначения, пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом». Таким образом, в один вид лицензируемой деятельности включены работы, надзор за которыми входит в компетенцию разных федеральных органов исполнительной власти и к которым предъявляются различные лицензионные требования. Да и осуществление такого вида деятельности (включающего все виды работ) одним юридическим лицом практически нереализуемо.

После обсуждения этого вопроса членами Общественного совета было решено обратиться к руководству Службы о поддержке инициативы совета в необходимости учета замечаний, отмеченных Общественным советом, при подготовке постановлений Правительства Российской Федерации об организации лицензирования и об утверждении положения о лицензировании вида работ, указанного в п. 10 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ.

Члены Общественного совета обсудили использование информационных технологий для снижения административных барьеров в соответствии с программой формирования электронного правительства в Российской Федерации. По этой теме докладывал заместитель начальника управления — начальник отдела информатизации контрольно-надзорной деятельности Управления обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности К.С. Михалкин. — Ростехнадзор ведет деятельность по созданию и внедрению современных информационных технологий в соответствии с регламентирующими ее законодательными актами и нормативно-правовыми документами Российской Федерации в области построения электронного правительства и формирования в стране информационного общества, — отметил он.

Основные направления работ по информатизации определены Советом при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации. Организация межведомственного взаимодействия и оперативное руководство указанной деятельностью ведутся в соответствии с поручениями Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления Российской Федерации.

Работа в области информатизации Ростехнадзора нацелена не только на улучшение деятельности службы, но и на создание четкого контроля за расходованием средств федерального бюджета,

на усиление прозрачности и, несомненно, на снижение административных барьеров. С этой целью была разработана и утверждена приказом Ростехнадзора концепция по информатизации. Одно из основных ее направлений — создание Комплексной системы информатизации (КСИ) Ростехнадзора. В настоящее время в Ростехнадзоре существует и эксплуатируется большое количество информационных систем, охватывающих различные области деятельности. Однако все информационные ресурсы разрознены, нет централизации информации. Комплексная система информатизации направлена на создание единого информационного пространства. Для ее внедрения разработана ведомственная целевая программа создания и развития информационно-коммуникационной структуры обеспечения промышленной безопасности.

Комплексная система информатизации реализуется на базе современных компьютерных технологий, имеет единую базу данных не только для центрального аппарата, но и всех территориальных органов Ростехнадзора. После ее внедрения инспекторы Ростехнадзора получат доступ (в проектном объеме) к информационным ресурсам КСИ даже во время проведения проверок (инспекций) на поднадзорных объектах, а результаты их работы будут в оперативном порядке заноситься в единую базу данных КСИ.

Такое решение упрощает контроль за работой инспекторского состава, снижает возможность принятия ими неправомочных решений и тем самым способствует повышению объективности контрольно-надзорной деятельности.

Важная особенность создаваемых основных модулей КСИ — возможность их взаимодействия с информационными системами других ведомств, что необходимо для реализации Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Ростехнадзор при разработке модулей КСИ ведет работы и по созданию специальных сервисов, регистрируемых в Системе межведомственного электронного взаимодействия, которые позволяют обмениваться информацией с другими федеральными органами исполнительной власти. Так, если в настоящее время заявитель должен прилагать к заявлению о предоставлении лицензии документы Федеральной налоговой службы о регистрации соответствующего юридического лица (индивидуального предпринимателя), то после реализации указанного сервиса необходимость предоставления бумажных копий документов других федеральных ведомств отпадет. Аналогично не потребуется прикладывать документы, подтверждающие уплату сборов и пошлин, так как КСИ будет запрашивать соответствующие электронные документы из базы данных Федерального казначейства. А сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним будут поступать из информационной системы Росреестра. По мере исполнения административных процедур заявитель через указанный сервис получит информацию о результатах исполнения очередного этапа и о принятых решениях. Тем самым существенно упрощаются процедуры подготовки комплектов документов, необходимых для получения лицензий Ростехнадзора, а также устраняются возможности неправомочных действий для должностных лиц Ростехнадзора.

Создание КСИ не только позволит в требуемой мере обеспечить автоматизацию и информатизацию основной деятельности Ростехнадзора, но и будет способствовать снижению административных барьеров в соответствии с программой формирования электронного правительства в Российской Федерации и проведению административной реформы.

Обсудив этот пункт повестки, Общественный совет при Ростехнадзоре решил признать комплекс работ по созданию КСИ приоритетным направлением в развитии и совершенствовании контрольно-надзорной и лицензионно-разрешительной деятельности Ростехнадзора и одобрил реализованные в КСИ мероприятия и технические решения, направленные на снижение административных барьеров.