Управление Ростехнадзора по Калужской области

Экспертиза промышленной безопасности – лицензионный вид деятельности


Разговор о специфике процесса подготовки и аттестации специалистов, выполняющих экспертизу промышленной безопасности, в общей системе управления промышленной безопасностью на опасных производственных объектах продолжает руководитель «СертиНК» ФГУ НУЦ «Сварка и контроль» при МГТУ им. Н.Э. Баумана, д.т.н. Н.А. БЫСТРОВА.

В 1997 году в нашей стране была создана Система экспертизы промышленной безопасности. Правовая основа создания системы связана с выходом ФЗ 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Создание системы было вызвано тем, что многие технические устройства опасных производственных объектов отработали назначенный эксплутацион-ный ресурс и требуют оценки возможности дальнейшей безопасной эксплуатации. В настоящий момент система экспертизы промышленной безопасности называется Единой системой оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве. В соответствии с ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» под экспертизой промышленной безопасности понимается оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, результатом которой является заключение.

Проведение экспертизы промышленной безопасности – лицензионный вид деятельности. Лицензию на право выполнять работы по экспертизе промышленной безопасности выдает федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Одним из требований к экспертным организациям в соответствии с РД 10-528-03 «Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются паровые и водогрейные котлы, сосуды, работающие под давлением, трубопроводы пара и горячей воды», РД 10-520-02 «Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» является наличие в штате экспертной организации аттестованных в установленном порядке экспертов.

В настоящее время аттестация экспертов проходит в соответствии с документом СДА-12 «Правила сертификации экспертов», который является внутрисистемным, т.е. обязательным для всех участников Единой системы оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Система аттестации специалистов в области экспертизы промышленной безопасности построена следующим образом. Специалист, работая в экспертной организации, участвует в проведении работ по экспертизе промышленной безопасности в качестве специалиста НК или стажера. Таким образом, специалист, работая под руководством аттестованных экспертов, приобретает необходимые квалификационные знания и опыт работы в области экспертизы промышленной безопасности конкретных технических устройств опасных производственных объектов. Минимальный срок работы специалиста на начальном квалификационном уровне составляет 5 лет. После пяти лет работы в ранге стажера специалист подтверждает приобретенные знания по экспертизе промышленной безопасности в Независимом органе по сертификации (аттестации) экспертов.

В Независимом органе по сертификации (аттестации) экспертов (далее – НОА) предусматривается предварительная подготовка в качестве лекций, посвященных вопросам проведения экспертизы и обзору нормативной документации, регламентирующей ее проведение. Предварительная подготовка осуществляется в соответствии с разработанной программой предварительной подготовки. Для проведения предварительной подготовки в НОА «СертиНК» ФГУ НУЦ «Сварка и контроль» при МГТУ им. Н.Э. Баумана разработаны методические пособия, содержащие информацию по ключевым вопросам в области экспертизы промышленной безопасности.

В рамках процедуры аттестации кандидаты в эксперты сдают квалификационный экзамен, который принимает экзаменационная комиссия, формируемая органом по аттестации.

Квалификационный экзамен состоит из письменного практического экзамена и собеседования. Письменный практический экзамен проводится в форме рецензирования (проверки на ошибки) заключения по экспертизе промышленной безопасности, содержащего преднамеренные неточности. По результатам практического экзамена оформляется рецензия.

Устный экзамен – собеседование для кандидата в эксперты проводится минимум одним экспертом высшей квалификации и представляет собой ответы на вопросы по деятельности кандидата в области экспертизы промышленной безопасности на заявленных объектах. По результатам собеседования оформляется лист собеседования.

По результатам процедуры аттестации оформляется протокол заседания экзаменационной комиссии, где отражены данные сдачи квалификационного экзамена по всем заявленным пунктам области аттестации.

В настоящий момент главная проблема процедуры сертификации экспертов заключается в непонимании принципа построения системы получения квалификационного удостоверения. Руководители экспертных организаций направляют на аттестацию специалистов, не имеющих квалификационных знаний и опыта работы в области экспертизы промышленной безопасности, полагая под предварительной подготовкой обучающий процесс, в результате которого специалистов научат проводить экспертизу промышленной безопасности заявленных объектов. Такое понимание неверно, т.к. схема построения предварительной подготовки кандидатов в эксперты предусматривает наличие у специалистов квалификационных знаний и опыта работ по экспертизе промышленной безопасности. Итоговое собеседование в ракурсе идеологии системы аттестации экспертов, направленное на оценку уровня знаний кандидата в эксперты, следует рассматривать как профессиональный разговор равных по уровню квалификации специалистов в области промышленной безопасности, а не как академический экзамен с разделением ролей «экзаменатор» и «экзаменующийся». Такое понимание принципа построения системы получения права выполнять работы по экспертизе промышленной безопасности и соблюдение всех требований системы обеспечит качественный профессиональный квалификационный уровень эксперта, выполняющего работы по оценке возможности дальнейшей безопасной эксплуатации опасного производственного объекта.

Кандидатам в эксперты, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается удостоверение эксперта, в котором отражается область аттестации, квалификационный уровень (эксперт, эксперт высшей квалификации); для экспертов, аттестованных на проведение экспертизы технических устройств, зданий и сооружений – право расчета остаточного ресурса и срок действия удостоверения. После выдачи квалификационного удостоверения эксперт подписывает договор о сотрудничестве с НОА. В соответствии с этим договором эксперт обязан соблюдать требования Системы экспертизы промышленной безопасности, НОА – контролировать соблюдение экспертом этих требований.

В связи с выходом Федерального закона 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» планируется внесение изменений в Федеральный закон 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектах». Изменения будут касаться в том числе и требований к экспертным организациям. В частности организация, осуществляющая работы по экспертизе промышленной безопасности, вместо лицензии должна будет иметь допуск к проведению экспертизы промышленной безопасности, выданное СРО.

Кроме работ по ведению реестра экспертных заключений и подготовки докладов о состоянии экспертных работ на ОПО СРО имеет также задачи по осуществлению обучения (аттестации) персонала организаций-членов СРО.

Следует выделить преимущества существующей системы аттестации экспертов в области промышленной безопасности и отметить целесообразность разработки системы аттестации в рамках СРО на основании нормативных документов, регламентирующих процесс проведения аттестации в области промышленной безопасности.

Пока верстался номер

4 мая 2011 г. Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон ¹99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Федеральным законом, в частности: устанавливается единый порядок лицензирования отдельных видов деятельности на территории РФ, включая порядок предоставления заявления и прилагаемых к нему документов соискателем лицензии, порядок принятия решения о предоставлении лицензий, а также порядок организации лицензионного контроля;

– устанавливается принцип бессрочности действия выдаваемых лицензий;

– сокращается перечень лицензируемых видов деятельности;

– расширяются полномочия Правительства РФ в области лицензирования, при этом предусматривается, что осуществление полномочий Российской Федерации в области лицензирования отдельных видов деятельности может быть передано органам государственной власти субъектов РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами;

– изменяется порядок осуществления лицензионного контроля;

– устанавливается перечень прав и обязанностей должностных лиц лицензирующих органов.

Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.