Управление Ростехнадзора по Калужской области

Жизнь охраны: В Санкт-Петербурге убит директор частного охранного предприятия "Мифрил".
Надежность в электроэнергетике будет обеспечена


Надежная поставка электроэнергии является важнейшей составляющей жизнеобеспечения современной среды обитания людей, эффективного функционирования общественного производства.

Крупные перебои в электроснабжении по масштабам ущерба могут быть причислены к наиболее опасным видам бедствий, наносящим удар по экономике страны и благополучию людей. Поэтому обеспечение надежности электроснабжения потребителей требует повышенного внимания при любой форме экономических отношенийв обществе.

В декабре 2004 года в РАО «ЕЭС России» была принята «Концепция обеспечения надежности в электроэнергетике», разработанная применительно к условиям России. Однако она оказалась недостаточно работоспособной прежде всего из-за отсутствия четких механизмов ее реализации, а также необходимой политической воли.

Поэтому, а также в связи с реформированием отрасли, на проблему обеспечения надежности электроснабжения вновь обращено пристальное внимание. Таким образом, назрела необходимость переработки Концепции, а по сути — формирования на ее базе нового документа, формулирующего, уточняющего и конкретизирующего требования к обеспечению надежноти, систему мер по ее обеспечению, механизмы их реализации с учетом реальной ситуации в электроэнергетике страны, зарубежного и российского опыта, актуальности надежного элекроснабжения экономики и населения в условиях либерализующегося рынка.

Приказом министра энергетики РФ № 593 от 23 декабря 2009 года была создана Комиссия по разработке Концепции обеспечения надежности в электроэнергетике, утверждены ее состав и план работы.

ЦЕЛЬ КОНЦЕПЦИИ

Разрабатываемая Концепция обеспечения надежности в электроэнергетике будет комплексным документом, определяющим формы и условия участия в обеспечении надежности всех субъектов отношений в электроэнергетике.

Таким образом, основная цель Концепции — разработка рациональных схем взаимодействия субъектов отношений в электроэнергетике, реализуемых в виде контрактов с определенными обязательствами сторон по обеспечению системной надежности, надежности элементов систем и электроснабжения потребителей.

Должны быть доопределены и уточнены функции государственных органов (Министерства энергетики, Ростехнадзора, ФСТ, ФАС и др.) по организации обеспечения надежности в электроэнергетике. Все это должно найти отражение в подготовленных на основе Концепции дополнениях к Федеральному закону «Об электроэнергетике» и ряда других нормативных правовых актов и технических документов.

СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ

Раздел I. «Общая характеристика проблемы надежности в электроэнергетике»

Формулируется основная цель функционирования ЭЭС, дается определение надежности энергосистемы как комплексного свойства, устанавливается связь надежности с технической и энергетической безопасностью как составляющей национальной безопасности.

В разделе дается определение и классификация «задач надежности»; временные этапы, территориальные уровни и технологические звенья их решения; основные факторы, определяющие надежность ЭЭС. Особо подчеркивается роль диагностирования оборудования, мониторинга надежности, внедрения «интеллектуальных систем управления», финансово-экономических мероприятий и нормативного подхода в деле обеспечения надежности.

Практика обеспечения надежности ЭЭС во всем мире объективно обнаруживает, что требуемая надежность в рыночных условиях достижима только в сочетании с эффективными регулирующими функциями общества и государства в рамках нормативно-правового пространства. Для Российской Федерации разработка такого пространства, лишенного противоречий, является актуальной задачей.

Раздел II. «Современное состояние электроэнергетики России и факторы снижения надежности»

В последние два десятилетия в России электроэнергетика реструктурирована, заканчивается переход на либерализованный рынок энергии и мощности. В результате отрасль «распакована» на множество генерирующих компаний, федеральную и межрегиональные сетевые компании, множество региональных электро-снабжающих компаний. Но с позиций обеспечения надежности электроснабжения появляются и нарастают негативные тенденции, которые могут привести к проблемам. К процессам, имеющим место в отечественной электроэнергетике и ведущим к ухудшению надежности, относятся:

•  быстрое старение оборудования;

•  неудовлетворительное состояние системы поддержания надежности действующего оборудования;

•  дефицит инвестиций на ввод нового оборудования, модернизацию и продление срока службы действующего оборудования;

•  стагнация энергетического и электротехнического машиностроения, энергостроительной отрасли;

•  ошибочная основа кадровой политики в отрасли;

•  отсутствие национальных стандартов, технических регламентов и стандартов организаций;

•  развал системы получения информации о надежности оборудования и аварийности в отрасли;

•  утрата ответственности за обеспечение надежности;

•  ослабление государственного регулирования, надзора и контроля в электроэнергетике.

В разделе дается краткая характеристика указанных процессов и их сравнение с аналогичными процессами за рубежом.

Раздел III. «Цели и задачи обеспечения надежности в электроэнергетике»

С учетом сложившейся ситуации в электроэнергетике имеется целый ряд дополнительных либо модифицированных актуальных задач по исправлению потенциально опасного состояния надежности электроснабжения. Требуется сформировать систему обеспечения надежности, адекватную современным потребностям экономики и социальной сферы, а также обеспечивающую инновационное развитие страны. Целесообразно эти дополнительные и модифицированные задачи подразделить на экстренные (безотлагательные) с их решением в ближайшие 2-3 года, среднесрочные (до 5 лет) и стратегические (в пределах ближайших 5-7 лет). В разделе излагается рекомендуемый состав и краткая характеристика указанных задач.

Раздел IV. «Принципы и средства обеспечения надежности при управлении развитием и функционированием электроэнергетики»

Основные принципы обеспечения надежности подразделяются на экономические, технические и правовые.

Основные экономические принципы обеспечения надежности в электроэнергетике:

•  обеспечение надежности — это услуга, которая имеет рыночную стоимость и реализуется через рыночные инструменты;

•  при обосновании развития электроэнергетики, проектировании и строительстве энергетических объектов финансирование мероприятий по обеспечению надежности осуществляется из разных источников, затраты на надежность включаются в инвестиционную составляющую цены на электроэнергию;

•  в условиях эксплуатации ЭЭС затраты на обеспечение надежности компенсируются потребителями через тарифы на электроэнергию, мощность и услуги. При этом тарифы на услуги по обеспечению надежности являются дифференцированными в зависимости от заявленного уровня надежности.

Система обеспечения надежности в электроэнергетике в рыночной среде на всех уровнях управления должна строиться на принципах распределения ответственности между всеми субъектами отношений в электроэнергетике и координации этой ответственности на основе сочетания государственного регулирования и рыночных принципов, включая экономические, нормативно-правовые и организационные механизмы.

Особо рассматриваются средства обеспечения как системной надежности, так и надежности электроснабжения потребителей.

Важной задачей предстоящего периода, решение которой необходимо для обеспечения эффективного управления надежностью, является создание системы мониторинга. В разделе приводятся основные положения организации и функционирования системы мониторинга в электроэнергетической отрасли.

Рассматривается также роль инновационного развития отрасли («интеллектуальные системы») в обеспечении и повышении надежности ЭЭС.

Раздел V. «Обязательства субъектов отношений в электроэнергетике по обеспечению надежности и механизмы их реализации»

Необходимость сохранения единства технологического процесса в ЕЭС и взаимовлияние субъектов энергорынка не оставляют другой альтернативы, кроме как их совместное участие в обеспечении как системной надежности, так и надежности электроснабжения потребителей.

В рамках определения ЕЭС как единого технологического объекта (Закон «Об электроэнергетике») каждый субъект, имеющий хоть какое-то отношение к ее функционированию и/ или развитию, должен нести ответственность за нарушения принципов ее целостности, согласно своей компетенции.

В Концепции распределяется ответственность по субъектам ЕЭС как единого в технологическом плане объекта.

Раздел VI. «Организация обеспечения надежности в электроэнергетике»

В проекте Концепции значительное внимание уделяется организации управления надежностью. Существенная роль отводится при этом Минэнерго РФ и рекомендуемому к созданию Совету по надежности.

Предполагается, что последний будет организацией постоянно действующей, независимой, саморегулируемой, некоммерческой, негосударственной, но подконтрольной государству (через Минэнерго РФ), национальной (с возможностью преобразования в международную) и многоуровневой с федеральным и региональными подразделениями. Членство в Совете предполагается добровольное, открытое для любой организации или физического лица.

Рекомендации и решения Совета предлагается сделать обязательными для исполнения всеми субъектами рынка.

Основными задачами Совета должны быть:

•  учет фактора надежности при формировании технической политики развития и эксплуатации энергосистем,

•  организация разработки и совершенствования нормативно-технических документов и стандартов надежности при эксплуатации и планировании развития электроэнергетических систем;

•  взаимодействие с государственными органами регулирования, стандартизации и энергонадзора по вопросам надежности в электроэнергетике;

•  мониторинг и анализ состояния надежности и выполнения стандартов;

•  прогнозный анализ надежности;

•  обобщение собственного и иностранного опыта;

•  содействие субъектам электроэнергетики по обеспечению надежности;

•  координация исследований по надежности;

•  внесение предложений уполномоченному органу по технологическому надзору; сертификация;

•  организация обучения и аттестации оперативного и другого персонала, связанного с выполнением функций обеспечения надежности;

•  осуществление информационного обмена;

•  рассмотрение претензий и вынесение санкций за нарушение стандартов надежности.

В рамках Совета должен быть предусмотрен координационный комитет по надзору и техническому аудиту. Для достижения эффективного управления надежностью необходимо проработать иерархическое построение системы координации с созданием подразделений в регионах.

Раздел VII. «Система показателей и требований по надежности»

Посвящен выбору показателей надежности для анализа и синтеза, а также мониторинга надежности ЭЭС на всех временных, территориальных, технологических и хозяйственно-организационных уровнях управления. Приводится рекомендуемый состав показателей и характеристик надежности для различных задач надежности и условий их решения.

Раздел VIII. «Экономические механизмы обеспечения надежности в электроэнергетике»

В новых условиях требует решения соотношение между платой за надежность, ущербами экономике и населению от ненадежного электроснабжения, штрафами и страхованием рисков ненадежности. Риски подлежат управлению, в том числе путем активизации участия потребителей. В этом плане рекомендуется дифференциация цен на электроэнергию и услуги по ее передаче в зависимости;

• от уровня требуемой потребителем надежности;

• времени суток, дней недели и др.

Важным инструментом экономического управления надежностью должно стать страхование. Прежде всего, оно должно применяться для возмещения убытков при оговоренных договором нерасчетных, в т.ч. форс-мажорных, условиях и может использоваться также для страхования других рисков, по существу, как форма дифференцирования услуг по обеспечению надежности.

Раздел IX. «Правовое и нормативное обеспечение надежности»

Правовая поддержка концепции экономического обеспечения надежности электроснабжения потребителей должна быть комплексно отражена в нормативно-правовой документации в электроэнергетике для условий функционирования рынка электроэнергии.

В части правового обеспечения надежности должны быть пересмотрены и приведены в соответствие с требованиями ФЗ «О техническом регулировании» межотраслевая и отраслевая системы нормативно-технического обеспечения надежности управления функционированием и развитием электроэнергетики, а также система государственных стандартов, строительных норм и правил.

В части нормативно-технического регулирования надежности необходимо разработать новые и усовершенствовать действующие с учетом рыночных условий специализированные Технические регламенты, а также Технологические правила работы ЭЭС.

Основными предметами регулирования являются:

•  специфицированные правила деятельности Системного оператора и сетевых компаний по обеспечению надежного и безопасного функционирования ЕЭС и ЭЭС;

•  требования и нормы надежности (с отсылкой к национальным стандартам);

•  система планирования развития ЕЭС и ЭЭС;

•  порядок взаимодействия субъектов рынка в части обеспечения системной надежности;

•  права и порядок действий оперативного персонала, в том числе права диспетчерского персонала по управлению режимами энергосистем и воздействию на потребителей, правила оказания услуг субъектам рынка по оперативно-диспетчерскому управлению, правила оказания дополнительных системных услуг и др.;

•  порядок регистрации технологических нарушений;

•  правила обнаружения и управления «узкими местами» в системе электропередачи;

•  порядок предоставления технологической информации;

•  единые аттестационные требования к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность, связанную с оперативным управлением и др.

Указанные технические регламенты должны быть поддержаны соответствующими стандартами (национальными и корпоративными) и другими нормативными документами. Совокупность этих документов создаст полную и непротиворечивую иерархическую систему нормативного обеспечения надежности в электроэнергетике (см. схему).

Дальнейшая работа над Концепцией предполагает широкое обсуждение ее содержания в заинтересованных и компетентных кругах и организациях; согласование различных, в том числе и противоречивых, интересов, окончательную редакцию текста и представление документа на утверждение во властные структуры.