Управление Ростехнадзора по Калужской области

Основные элементы современной теории суверенитета государственной власти

Основные элементы современной теории суверенитета государственной власти

В статье сформулировано определение государственной власти, проанализированы ее структурные и функциональные признаки.  Автор также сделал вывод об определенных особенностях реализации в современных условиях таких свойств суверенной государственной власти, как независимость и неограниченность.

В условиях расширения межгосударственного общения, признание приоритета общепризнанных норм и принципов международного права, особое значение приобретает проблема реализации суверенитета государственной власти. Уже с начала ХХ в. исследователи, характеризуя государство, утверждают, что суверенитет как бесконечность, бесконтрольность, связанность государства только ее собственной волей теряет свой смысл. Ученые отмечают необходимость решения проблемы границ суверенитета государственной власти относительно индивида, необходимость учесть тот факт, что в современных условиях суверенитет государства может означать лишь юридическую независимость государственной власти, но не фактическую, что он не абсолютный, а относительный, что неограниченность как признак суверенитета есть только формальной свободой устанавливать свое право и что, публичная власть независима извне (в пределах соблюдения суверенных прав других государств, а также общепризнанных норм международного права).

Следовательно, цель данного исследования - выявить элементы, которые являются составляющими теории суверенитета государственной власти. Избранная цель содержит следующие задачи: сформулировать определение качественную государственной власти; исследовать признаки государственной власти и в частности суверенитет как ее определяющую качественную признак; проанализировать признаки суверенитета и главные аспекты их реализации в современных условиях.

Характеризуя государственную власть как один из видов социальной власти, современные исследователи выделяют такие ее главные признаки: содержание власти (субъекты власти, властные отношения между ними, методы реализации власти); структурные признаки государственной власти (аппарат принуждения, аппарат управления, средства принуждения) ; функциональные признаки государственной власти (сила, воля, право).

Властные отношения - это отношения господства - подчинения (руководство - подчинение, управление - подчинение), которые предусматривают установление взаимных прав и обязанностей между субъектами власти. Субъектами власти, с одной стороны, является лицо (группа лиц), воли которой подчинены подвластны лица, т.е. те, которые находятся под влиянием господствующего, и является второй стороной во властных отношениях. Господствующий (орган государственной власти, который выступает от имени государства) требует и способен достичь выполнения определенных действий (или воздержания от них) подвластными или подчиненными. Требование господствующего подкрепленная силой принуждения.

Одной из сторон государственно-властных отношений всегда выступает особый субъект - государство, или орган, который ее представляет, или должностное лицо. Другим субъектом может быть партия, гражданин, иностранец - то есть любой, на кого распространяется государственная власть.

Относительно субъекта государственной власти выделяют "первичную власть" (народа) и "вторичную", т.е. производную власть органов государства. Учитывая это, рассматривая субъекты государственной власти, розризнятимемо источник и носителя государственной власти. Источником власти является народ, который живет на территории государства и может осуществлять государственную власть как непосредственно, так и через органы государственной власти. А носителем государственной власти являются органы государственной власти, уполномоченные осуществлять государственную волю народа.