Управление Ростехнадзора по Калужской области

Нотариат как проблема юридической логики: логика нотариата и нотариальная логика

Логика нотариата

Логика нотариата является независимой от положительного правопорядка и должен быть один из двух: свободный нотариат или его противоположность, то есть существует положительная и отрицательная логика (учитывая, что в этом предложении термин «позитивный» является омонимом). Нотариальная логика - это разновидность содержательной юридической логики, которая имеет такую же цель, как и вся эта логика, - общее и целое определения права как проблемы, но на более низких уровнях - уровне правового института нотариата и его субститут (нотариус, форма нотариального акта в широком смысле). Последовательная следует определить правовой институт как группу норм, объединенных определенной проблемой, а субститут - также группа, которая имеет свою отдельную полпроблемы в рамках соответствующего общего задания.

Пробным камнем для различения логики нотариата и нотариальной логики является то, что историческая диалектика знает только два типа нотариата как социальной функции - латинский (свободный) нотариате и нотариат публичный, который распадается на два подтипа: англо-американский и советский (государственный). Это соответствует разделения права на частное и публичное, частично - также разделения на систему континентального и общего права. Существуют, правда, страны, где институт нотариата указанных типов отсутствует.

Правовая политика, как общая постановка проблемы этой статьи, должен руководствоваться логикой нотариата, а последняя определяется нотариальной логикой. В конечном счете, логика нотариата определяется, в общем, только тем, на основе которого права - построена правовая система страны. Нотариальная логика решает вопросы структуры института нотариата как функциональной и логически закрытой системы. Все это является ее важными научными и практическими задачами, а определение латинского нотариата в форме нотариальной логики - это нерешенная раньше часть проблемы формирования современной правовой политики. Целью статьи является исследование нотариата как проблемы нотариальной логики.

После Канта нет сомнений в том, что существует логика формальная и логика содержательная. После Эрлиха сомнения отпали в том, что существует содержательная юридическая логика . Эта логика может быть целостной и частичной. Нотариальная логика является примером частичной содержательной юридической логики.

Для определения нотариата латинского типа можно воспользоваться argumentum е contrario, то есть от противного, приведя сначала понятие публичного нотариата. В странах общего права, поскольку официальный документ не является особым средством доказательства в суде, институт нотариата латинского типа отсутствует - нотариусы существуют и там, но при этом нотариусом может быть не обязательно юрист, чаще просто другое лицо. «Этому лицу органами коммунального управления, а не органами правосудия часто временно и за определенную плату - наделяется правом использовать печать с целью подтверждения простых событий, как правило, это дача показаний свидетелей за пределами суда, рассматривающего дело, причем по такому документу не закрепляется привилегированное процессуальное значение». В Советском Союзе нотариате был государственным, то есть, хотя нотариусами были юристы, но не представители свободной (либеральной) профессии. Итак, латинский нотариат прежде отличается от публичного тем, что нотариус латинского типа является представителем свободной профессии, а его компетенция не ограничивается так, как в странах общего права.

Не зависит логика нотариата от положительного правопорядка том, что выбор между двумя возможностями является делом правовой политики, а не самой нотариальной логики. Юридическим формой такого выбора является тот или иной закон о нотариате (или несколько субординированных или скоординированных законов о нотариате в целом и его отдельные субститут), при этом, учитывая баланс политических сил на момент его (их) принятия, в нем (них) могут быть не только чистые типы, но и смешанные - как это имеет место в действующем Законе Украины «О нотариате», где наряду с частными нотариусами существуют и государственные. Нотариальная логика может быть не только легальной, то есть логике соответствующего закона, но и доктринальной, о которой в основном и пойдет речь в этой статье, принимая во внимание, что первая логика является следствием второго, а не наоборот, поскольку в полном случае дело доктринальной нотариальной логики свелась бы только к комментированию соответствующего закона о нотариате. Мы же считаем, что дело не только в таком толковании (что также важно), но и в том, чтобы нотариальная доктрина была путеводителем для реконструкции действующего законодательства, а также в нотариальной практике не только заполняла бы пробелы в законе, но и ставила новые цели.