Управление Ростехнадзора по Калужской области

Правила и средства законодательной техники: вопросы развития и совершенствования

Как одна из основных целей законодателя должно быть максимально полное отражение в законах прав, свобод и интересов человека и общества в целом и закрепление механизмов реализации в законах. При этом нормы права, которые закрепляются в законах, как составляющие специально-юридического механизма реализации законов, должны находиться в системной связи с другими составляющими этого механизма - правоотношениями, актами реализации норм права и др.., А также с другими аспектами механизма реализации законов , т.е. основываться на экономических, политических, социальных и др.. факторах, влияющих на развитие правовой системы государства. Поэтому важную роль играет прогнозирование при разработке законопроекта эффективности закона, возможных вариантов реализации закона, в том числе различных социальных последствий - правовых, экономических, политических и др..

Нормы права, которые закрепляются законодателем в законах, должны иметь содержательный и функциональная связь как с существующими, однако также с правилами поведения, которые законодатель предусматривает создать в будущем.Представляется, что ориентиром для законодателей при создании и систематизации законов должны быть нормы Конституции Украины и нормы ратифицированных Верховной Радой Украины международных договоров. При этом правильным является утверждение, согласно которому то обстоятельство, что "права человека являются позатериториальнимы и вненациональным", дает "основания для признания приоритетности норм международных договоров, касающихся прав и свобод человека, перед нормами национального законодательства" 3, с. 5.

Все более широкое применение в правовой системе Украины загальнодозвильного типа правового регулирования поведения физических лиц обусловливает необходимость ускорения решения многих нерешенных аспектов проблемы формулирование и закрепление юридических конструкций норм права. На наш взгляд, нужен радикальный отход от позиции, которая доминирует в отечественной юриспруденции и правовой науке других постсоветских государств еще с советских времен, в соответствии с которой "юридические нормы есть не что иное, как нормативный текстуальное выражение юридических конструкций" 4, с. 26-27. Ведь, как справедливо утверждают отдельные отечественные, а также много зарубежных ученых, "общие принципы права" - "отправные начала права, которые могут фиксироваться, а могут и не фиксироваться в текстах нормативно-правовых актов" 3, с. 7. Учитывая возможность реализации правовых норм не только через правоотношения, однако также вне конкретными правоотношениями, можно прийти к выводу, что юридические конструкции могут быть не только непосредственно закреплены в нормах законов, воплощаться в их содержании, но формироваться из общих принципов права. Поэтому законодатель при создании и систематизации законов должен больше внимания уделить возможным вариантам интерпретации субъектами норм права, которые он закрепляет в законе.

В связи со становлением правового государства и гражданского общества в Украине важной тенденцией развития законодательной техники является ее совершенствования на основе все более активного научной проработки проблем частного права и воплощения его результатов в практику создания и систематизации законов. Так, в отличие от советских времен, когда имело место огосударствление практически всех сфер общественной жизни и отрицание частного права, в том числе недооценка проблематики законодательной техники в частно-правовой сфере, в современный период в теории и практике происходит постепенный переход к переосмыслению значения и расширения сферы частно-правового регулирования. Ярким примером служит Гражданский кодекс Украины, который основывается на принципах частного права.Указанное касается его содержания, структуры и других характеристик, подтверждением чему, в частности, является размещение Книги второй Гражданского кодекса Украины, в которой регулируются личные неимущественные права физического лица, сразу после Книги первой "Общие положения" и др..

Необходимость осуществления перемен в сфере законодательной техники Украины

Основательные перемены в сфере обеспечения прав человека связаны с переосмыслением проблематике применения правил и средств законодательной техники в публично-правовой сфере. Так, по нашему мнению, соответствует принципам Конституции Украины положение в системе Особенной части Уголовного кодекса Украины на первом месте раздела "Преступления против основ национальной безопасности", "предусматривающий ряд общественно опасных деяний, посягающих на общенациональные интересы" 5. 8- 6. 101, поскольку национальная безопасность должна гарантировать защиту интересов, прежде всего, лица, а также общества и государства от внешней и внутренней угроз.

Заслуживает внимания признание необходимости создания новой административно-правовой доктрины, в основе которой предлагается положить "человекоцентристского" идеологию, направленную на "обеспечение реализации и защиты прав граждан" 7, с. 186, а "базовой категорией административного права следует признать ... "Обеспечения реализации и защиты прав" частных (физических и юридических) лиц "7, с. 195. Действительно, именно человек должен быть основной ценностью в государстве, которое должно предоставлять человеку управленческие услуги. Государство должно быть вторичным в отношениях с обществом. Важное значение имеет Указ Президента Украины "Об утверждении Концепции административной реформы в Украине" от 22.07.1998 г., однако эта концепция до сих пор не реализована. Положительным является принятие Административного процессуального кодекса Украины, так как именно суд, а не вышестоящие органы или должностные лица рассматривают спор.

Что касается финансового законодательства, то на сегодня финансово-правовые нормы закреплены приблизительно в 20000 нормативно-правовых актов. В связи с этим, крайне необходимым является принятие налогового кодекса, который бы способствовал стабильности регулирования общественных отношений в указанной сфере. Кроме того, отсутствует отраслевой закон о финансовом контроле в Украине, что приводит к дублированию функций органов контроля, отсутствия взаимодействия между ними - ведь нет общесистемного подхода.

Дальнейшее развитие законодательной техники в Украине также обусловлен влиянием европейских правоинтеграцийних процессов. Необходимо дальнейшее исследование проблем сближение правовой системы Украины с правом Европейского Союза (далее - ЕС), в том числе систематическое "осмысления принципов, тенденций, сфер, проблем и перспектив сближения правовой системы Украины к праву ЕС" 8, с. 3, осмысления и применения опыта ЕС в сфере нормопроектирования, а именно ряда актов, касающихся вопросов обеспечения качества нормопроектирования - Резолюции по качеству проектирования законодательства ЕС, принятой Советом ЕС 8.06.1993 г., межинституционной соглашения о лучшей нормотворчества, принятой Европейским парламентом, Советом и Комиссией в 2003 г. и др.. Тем не менее, требуется закрепление именно на уровне законов Украины правил и средств создания и систематизации нормативно-правовых актов.

Все более важное значение в правоинтеграцийних процессах имеют достижения науки сравнительного правоведения. Так, решение проблемы сближения национального законодательства Украины с правом ЕС, как справедливо отмечается в литературе, "требует серьезного научного сравнительно-правового анализа современного состояния и перспектив развития европейского права, выработка стратегии гармонизации всей правовой системы Украины ... с правом ЕС с сохранением ее национальной самобытности "9, с. 159.

Следующая тенденция развития законодательной техники в Украине должна основываться на ускорении процессов интеграции достижений общетеоретических, отраслевых, межотраслевых, прикладных, международно-правовых юридических наук, логики, лингвистики и других наук. Ведь становление правового государства в Украине обусловливает необходимость дальнейшего теоретического проработки проблем правового закона, что, в свою очередь, требует дальнейшего изучения критериев качества закона: признаков закона как формы права и воплощенных в его нормах содержательных характеристик. Кроме того, положение о критериях качества закона должны основываться на достижениях отраслевых юридических наук, в том числе на разработках, касающихся предмета и метода правового регулирования той или иной отрасли права, ее принципов и тому подобное. Важную роль должны иметь концепции развития отраслей права, отраслей законодательства и концепции развития законодательства Украины в целом.