Управление Ростехнадзора по Калужской области

Понятие и место таможенного контроля в системе функций Украинского государства. Часть третья

Таможенный контроль в системе функций

Для таможенного дела, составляющая отдельную функцию деятельности государства, характерно, что она осуществляется в относительно самостоятельной сфере общественных отношений, а потому призвана решать самостоятельные задачи. Закон «О таможенном деле» указывает на создание собственной таможенной системы Украины и осуществление таможенного дела как на один из признаков суверенности государства и, таким образом, определяет осуществление такого дела как одного из главных неотъемлемых направлений государственной деятельности. При этом таможенное дело в Украине определяется как установление порядка и организации перемещения через таможенную границу государства товаров и предметов, обложение пошлиной, оформление, осуществление контроля и других мероприятий по реализации таможенной политики в Украине.

Содержание данного положения по своей сути определяет отдельное самостоятельное направление государственной деятельности. Таможенное дело составляют совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности при перемещении через таможенную границу Украины товаров и транспорта, таможенного регулирования, связанные с установлением и взиманием таможенных платежей, процедуры таможенного контроля и оформления, борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил. В таможенном деле Украина придерживается признанных в международных отношениях систем классификации и кодирования товаров, единой их формы декларирования, таможенной информации, других международных норм и стандартов. Непосредственно руководство таможенным делом возложено на Государственную таможенную службу Украины, а непосредственное ее осуществление - на таможенные органы Украины.

Задачи, которые решают названные органы Украины при проведении в жизнь таможенной политики: обеспечение реализации государственной политики в сфере таможенного дела- контроль за соблюдением законодательства Украины о таможенном деле- обеспечения выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Украины относительно таможенного дела- использование средств таможенно-тарифного регулирования при перемещении через таможенную границу Украины товаров и других предметов- совершенствования таможенного контроля и оформления товаров и других предметов, перемещаемых через таможенную границу Украины- борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил- сотрудничество с таможенными и другими органами зарубежных стран, а также с международными организациями по вопросам таможенного дела- осуществления комплексного контроля за валютными операциями- ведения таможенной статистики, которая принадлежит к самостоятельным направлений государственной деятельности (ст. С Таможенного кодекса Украины).

Поэтому по социальной направленности деятельности государства, по своей организационно-правовой природе функции таможенного контроля можно отнести к внешней, то есть части внешнего контроля, осуществляемого органами государственного управления, хотя в ее элементах на некоторых стадиях организации и осуществления таможенного контроля просматриваются отдельные элементы, признаки внутреннего функции, но они выступают как вспомогательные или составные элементы основной внешней функции 3, 5.

Преодоление преступности вообще относился к внутренней функции государства, но в современных условиях развития государства, международных требований борьбы с терроризмом и международной преступностью эта функция выходит за национальные рамки и требует совместных действий двух или нескольких стран, международного таможенного сотрудничества в правоохранительной направлении с целью предотвращения особо тяжким преступлениям, посягающим не только на национальный, но и на международный правопорядок.

В зависимости от сферы общественной жизни таможенный контроль имеет универсальный характер, поскольку ему присущи все направления деятельности государства в этой сфере. Но, в первую очередь, его необходимо отнести к экономическим функциям государства, поскольку прежде всего таможенные органы выполняют фискальную функцию государства, стабильно пополняя государственный бюджет на одну треть. Более того, эти органы активно участвуют в создании мировой экономической системы на основе международной интеграции производства и труда, в решении хозяйственных и научных проблем.

Таможенной системе присущи также и другие функции государства (например, политическая), так как таможенные органы совместно с другими соответствующими органами организуют, поддерживают и развивают межгосударственные договорные отношения на основе общепризнанных принципов международного права, предотвращают и ведут борьбу с нарушениями законности, создают условия для эффективного преодоления организованной международной преступности, коррупции. В оборонной функции таможенные органы участвуют в защите страны от внешнего нападения, в борьбе с нарушениями международного правопорядка, в обеспечении ненасильственного мира во всех регионах мира. В культурной - участие в сотрудничестве по защите и охране прав граждан, стран на культурную и историческое наследие. В экологическом - участии в защите природной среды и окружающей среды, контроль за законностью ввоза экологически опасных технологий, веществ, материалов. И в гуманитарной - участие в защите прав человека, помощи населению других стран в случае стихийного бедствия.