Управление Ростехнадзора по Калужской области

Место антропологии права в отечественной юридической науке, ее предмет и структура

А. Бандура пишет, что правовая антропология как юридическая наука о человеке, призванная изучать личностный аспект права - соотношение личности и права, личность как объект его действия и его требования к нему (другими словами, личность как субъект формирования права), структуру ценностей личности и право как средство воплощения этих ценностей в общественную жизнь, права человека и их юридическая защита [22, с. 266]- авторы учебного пособия по философии права под общей редакцией А. Данильян, определяющие правовую антропологию в качестве учения о способе и структуру бытия человека как субъекта права или учение о праве как способ человеческого бытия [23, с.185].

В. Бегун предлагает два определения правовой антропологии, четко структурируя ее на две части [5, с. 9- 7, с. 15]: 1) "многодисциплинарного сфера знаний о взаимоотношении человека и права", 2) "развитый исторически, под влиянием многих дисциплин, комплексный междисциплинарный, многофункциональный научно-практическое направление исследования (и учебная дисциплина) философско-антропологических и этнических (этнологических, этнографических ) вопросов соотношения человека и права, воплощенный в двух фундаментальных направлениях - философско-правовой антропологии и правовой этнологии (этнографии), которые проявляются в подходах к видению человека как целостного феномена в ее единичном и множественном проявлениях, при которых внимание акцентируется на человеческом измерении и гуманистической природе права (и правового) различных обществ и культур, таким образом способствуя их познанию, сравнению, концептуализации, решению актуальных проблем и осмыслению места феноменов человека и права в мире ". Хотя следует заметить, что обе эти дефиниции требуют усовершенствования, поскольку страдают на логические ошибки, среди которых "слишком широкое определение" ("многодисциплинарного сфера знаний о взаимоотношении человека и права") и "определение неизвестного через неизвестное", что выражается в использовании в дефиниенси неопределенных четко понятий ("взаимоотношения человека и права", "соотношение человека и права", "человеческое измерение права", "гуманистическая природа права").

Как видим, позиции А. Бандуры, В. Бегуна, авторов учебного пособия по философии права под общей редакцией А. Данильян, так или иначе, констатируют наличие в правовой антропологии (или - по нашей терминологии - в антропологии права) философской и юридической (этно -правовой) составляющих, существование которых обусловлено тем, что "человек и право выступают как стороны, наделенные взаимными креативными свойствами: человек творит правовую реальность, а право участвует в создании истинно человеческих форм существования, соответствующие критериям цивилизованности. В результате совместных усилий - отмечает В. Бачинин, - создается единая социально-правовая антропосфера, скрепленная символическими, нормативными, ценностными, смысловыми связями в целостный мир человеческого бытия "[2, с 290]. Таким образом, на наш взгляд, антропология права является междисциплинарным научным направлением, которое охватывает самостоятельную отраслевую юридическую дисциплину - юридическое (этно-правовой) антропологию - и структурную часть (раздел) философии права - философско-правовую антропологию.

Подход к антропологии права как к междисциплинарного научного направления, имеющего философский и юридический измерения, является обоснованным, однако он оставляет нерешенным вопрос о соотношении и возможность разграничения предметов антропологии права и, например, философии права, несмотря на наличие в антропологии права указанных философского (чисто теоретического) и юридического (сочетание теоретического и прикладного) измерений и выделение в структуре философии права антропологической составляющей. К тому же, некоторые ученые отождествляют антропологию права исключительно с ее философской составляющей, рассматривая право как универсальную "язык обобществления" и относя к предмету антропологии права основные права человека - те, что первоначально назывались "Божьим правом", затем - естественным правом, сегодня - "правами человека" [1, с. 30]. Кстати, рассмотрение антропологии права в качестве науки, исследующей такие характеристики человеческой природы, которые позволяют человеку продуцировать право, и изучает философские черты такого права, определяющие его как "гуманное", характерный для правовой науки Германии, которая разграничивает антропологию права с этнологией права [24, p. 55] - юридическим антропологией по нашей терминологии.