Управление Ростехнадзора по Калужской области

Субъекты административного права.

Участник общественных отношений, имеющий, согласно юридических норм, определённые права и обязанности, является субъектом права. Существует два характерных признака для субъекта права: социальный и юридический. Социальный признак характеризуется с участием субъекта права в различного рода общественных отношениях, который имеет способность вырабатывать и проводить волю субъекта правовых отношений. При реализации социального признака субъект правоотношений выражает свою волю самостоятельно. Юридический признак характеризует способность субъекта права иметь права и обязанности, а также принимать участие в различных правоотношениях. При реализации юридического признака субъект правоотношений имеет возможность для реализации всех своих прав, но при этом должен выполнять все свои обязанности.

Теория права разделяет субъектов права на две основные группы: юридические лица-организации и физические лица - граждане. Следует отметить, что подобное деление не является удачным, поскольку не учитывает всего разнообразия субъектов правовых отношений в административном праве. В данном аспекте целесообразнее было бы говорить о субъектах административного права индивидуальных и коллективных.

Первую группу целесообразнее назвать индивидуальными субъектами права. Во вторую группу могут входить не только организации, но и их подразделения (цеха, отделы, магазины), поэтому для этой группы лучше всего применить термин «коллективный».

В 1958 году было сделано неплохое предложение о разделении субъектов правоотношений на индивидуальные и коллективные, однако в то время это предложение не получило должного одобрения со стороны полномочных органов. Тогда считалось, что нельзя осуществлять деление субъектов правовых отношений, без принятия во внимание их юридического статуса, только на индивидуальные и коллективные.

Должностное лицо, при осуществлении своих должностных полномочий, выполняет определённые действия не как индивид, а как член конкретной организации, интересы которой оно представляет. В этом аспекте действия должностного лица могут повлечь за собой определённые последствия юридического характера для организации. Поэтому в данном случае именно организация, интересы которой представляет должностное лицо, является субъектом административных правоотношений.

Источник статьи sary.ru