Управление Ростехнадзора по Калужской области

К вопросу о биоэтических законах: возникновение соответствующего раздела в законодательстве, пути развития

К вопросу о биоэтических законах: возникновение соответствующего раздела в законодательстве, пути развития

Принятые в Украине законы о трансплантации, клонирование, донорство крови, психиатрической помощи, лекарственные средства содержат современные деонтологические требования к соответствующим видам профессиональной деятельности. Хотим подчеркнуть определенный прогресс законодателей в регулировании прав пациентов, поскольку в Украине уже разработаны два законопроекта о правах пациентов, последний из которых зарегистрировано 21 февраля 2005 Хотя нужно отметить, что они требуют существенных доработок, в частности приведение в соответствие с международно-правовыми стандартами и действующего отечественного законодательства. Одновременно, на сегодня, в нашем государстве наблюдается отсутствие унификации и систематизации законодательства в этом направлении, принятия лишь незначительного количества нормативно-правовых актов, содержащих деонтологические нормы, которые служат для обеспечения надлежащего оказания медицинской помощи и регулирования проблемы взаимоотношений субъектов медицинских правоотношений.

Еще одним недостатком в сфере регулирования здравоохранения, по нашему мнению, является чрезмерная ведомственная нормотворчество. Поэтому считаем, что во исполнение требований п. 1 ст. 92 Конституции Украины ("права и свободы человека и гражданина, гарантии этих прав и свобод: основные обязанности гражданина определяются исключительно законами Украины") и п. 6 этой же статьи (здравоохранение определяется исключительно законами Украины) необходимо разработать и принять законы в этой сфере здравоохранения.

Количество нормативных актов, детально регламентирующих взаимоотношения пациентов, с одной стороны, и медицинских работников и учреждений, с другой, при предоставлении медицинской помощи, в Украине постепенно увеличивается. Как отмечала А. Савицкая, эти отношения многогранны, и поэтому все их параметры невозможно измерить и оценить только с помощью права. Правовой оценке подлежат не все стороны отношений, а лишь те, которые являются важнейшими для общества и государства, с учетом той обязательном условии, что они подпадают под правовую регламентацию.Полисистемные свойства социальных отношений требуют различных измерений и оценок: правовых, нравственных, рассмотрения общественных организаций и трудовых коллективов 8, с. 9. По мнению В. Попова и Н. Поповой, есть все основания подчеркнуть то положение, что врач, который сделал своим личным законом клятву Гиппократа, никогда не нарушит ни одного положения закона, касающегося соблюдения и обеспечения прав пациента 9, с. 15-16. Но многие ученые, в частности, А. Иванюшкин, Б. Юдин, Р.В. Отеч, Т. Бошам, определяют, что медицинская этика, основанная на традициях этики Гиппократа, сегодня не отвечает духовно-интеллектуальным, политическим и экономическим особенностям и запросам развития современного общества. По поводу некоторых морально-этических вопросов возник конфликт между духом и буквой "Клятвы Гиппократа" и заметным является ее узкое видение, например, здоровье человека лишь как психофизической целостности, отсутствие определения права пациента на информированное согласие, профессиональный корпоративный характер, патернализм и т.д..

Трагические уроки Нюрнберга, переориентация медицинской этики, научно-технический прогресс свидетельствуют о необходимости этико-нормативного регулирования деятельности ученых как теоретиков, так и практиков, не может осуществляться исключительно профессиональными обществами, или ограничиваться законами и правовыми нормами только отдельных государств, а требует создания международных норм и правил, регламентирующих проведение биомедицинских исследований и медицинскую практику в целом. Но, к сожалению, не все медики осознают необходимость четкой юридической регламентации деятельности врача. Известный хирург академик Н. Амосов считал, что нужно доверять совести врача, так как никакие юридические законы не могут ее заменить. С этой точки зрения делаем вывод, что противопоставляются тесно связаны друг с другом морально-этический и правовой стороне деятельности врача. Профессор юридического факультета Петербургского университета М. Шаргородский, комментируя указанное заявление, указал, что, конечно, никакие юридические законы не могут заменить совести врача, но и совесть не может заменить юридических законов по той простой причине, что совесть есть не у всех 9, с . 16. Еще одним примером являются слова ученого-хирурга епископа Симферопольского Войно-Ясинецкого, которого сослали за веру на Соловки, а во время войны вернули для организации военно-полевой хирургии. Однажды И.В. Сталин его спросил: "Ты так много сделал операций, резал человеческих тел, а душу ты там видел?". На что известный хирург ответил: "Я там совести также не видел, но у некоторых она есть ..." 10, с. 6.