Управление Ростехнадзора по Калужской области

Государственная власть:  определение, структурные и функциональные признаки

Другой стороной властных отношений являются лица, на которых распространяется воля господствующего. Особенностью субъектов властных отношений такого вида власти, как государственная, является то, что воли отдельных лиц, объединенных в государство, творят общую общую волю, которая, став государственным, уполномоченное управлять этими людьми. Общая воля, выраженная в юридических нормах, приобретает общеобязательности.

Властные отношения всегда имеют волевой характер, поскольку власти означает навязывание чужой воли и предусматривает подчинение с другой стороны. В целях реализации своей свободы и гарантирования властного характера отношений носитель власти использует различные средства и методы, в том числе и принуждение. Принуждение необходимый для управления совместной деятельностью людей в любом коллективе и признается ими, поскольку каждое объединение предусматривает определенные ограничения для его участников. Однако лишь государственная власть имеет монополию на легальное использование принуждения от имени всего общества на всей территории государства, закрепляется в правовых нормах.Именно в существовании установленных государством и одобренных обществом правовых норм, выражающих интересы всего общества, и заключается сила государственной власти, которая дает ему право властвовать над людьми.

Юридические нормы, которые регулируют и охраняют общественные отношения и является средством организации государственной власти и средством легализации ее принудительной деятельности, также должны быть правовыми, то есть соответствовать общечеловеческим ценностям, зафиксированным в конституциях современных демократических государств.

Только в процессе функционирования государственной власти, когда начинают действовать ее средства и применяются определенные методы, реализуемый сила, воля, право государственной власти. Практически же государственную власть осуществляют от имени государства соответствующие органы и должностные лица.

Выделение и обособление от общества аппарата управления и аппарата принуждения стало тем актом, который сделал государственную власть единственной публичной властью, придал ей верховного характера. Однако благоустройством общественных отношений занимается не только государство в лице государственных органов, но и другие структурные составляющие политической системы общества. Поэтому, кроме государственной власти, выделяют еще и политическую власть, субъектом которой является государство, политические партии и другие элементы политической системы. Однако только государство является субъектом государственной власти, которая в свою очередь, занимая верховное положение, устраняет возможность существования рядом с ней другой публичной власти.

Анализируя содержание, структурные и функциональные признаки государственной власти, можно сформулировать понятие государственной власти. Однако, определяя его, исследователи часто руководствуются с отдельными признаками и проявлениями государственной власти, не придавая должного значения не менее важным другим.

В частности, профессор Б.В. Щетинин останавливается на структурных признаках государственной власти [14, с. 40], выделение которых, по нашему мнению, позволяет разграничить государственную власть и власть к государственной организации, однако не отражает сути государственной власти, ее верховного положения. Случаются также определение государственной власти как "способности подчинять поведение и деятельность людей" [12, с. 25] или как "формы руководства" [2, с. 71].

Считаем, что приведенные формулировки могли бы определять власть в целом, а не государственную власть. Ведь, формулируя определение, главное внимание следует уделять самым существенным признакам понятия, которые отделяют, выделяют его среди других подобных. В частности если власть не является суверенной, то это не государственная власть. В свою очередь, понятие суверенитета раскрывается через соответствующие его признаки.