Управление Ростехнадзора по Калужской области

Проблема реализации суверенитета государственной власти в условиях расширения межгосударственного общения

Верховенство государственной власти означает полную и исключительную единую публичную власть на государственной территории, уполномоченное действовать от имени народа.  Верховенство государственной власти, закрепленное в конституции и других правовых актах государства, получает свое выражение в территориальном верховенстве и осуществляется в пределах территории государства.

Единство и неделимость - другие признаки суверенитета. Теоретик государственного права Б.В. Щетинин, обосновывая единство государственной власти принадлежностью ее народу, исключает ее разделение. Такое понимание единства дает основание ученому в работе "Проблемы теории советского государственного права" критически оценить принцип разделения властей [14, с. 62]. Преимущественно по идеологическим соображениям высказывались мнения о том, что упомянутый принцип разрушает такое свойство суверенной государственной власти, как ее единство.

Похожие идеи высказывают и некоторые современные украинские исследователи, которые, опираясь на вышеперечисленные аргументы, считают принцип разделения властей посягательством на принцип народного суверенитета и верховенства парламента [6].

Понятно, что, говоря о разделе власти, подразумевают распределение компетенции между органами единой государственной власти, который не нарушает суверенитета государственной власти. Три ветви единой государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, реализуя свои полномочия, действуя в одном направлении общей целью, составляют триединство, целостность.

Социальной основой единства государственной власти является происхождение ее от народа, что и придает их суверенного характера. Как самостоятельной, суверенная государственная власть уполномочена устанавливать единый правопорядок, осуществлять авторитетный, а при необходимости с применением силы влияние на все стороны жизни общества.Государственная власть устанавливает общеобязательные правила поведения, самостоятельно выполняет внутренние и внешние функции государства в различных сферах, в частности в экономической, политической, правовой. На этом основании иногда делают вывод о существовании таких видов суверенитета, как экономический, политический и правовой [8, с. 11]. По нашему мнению, самостоятельность государственной власти в названных сферах может быть основанием для определения аспектов проявления суверенитета государственной власти, однако не является критерием для выделения отдельных видов суверенитета.

Особого внимания заслуживает такой признак, как независимость, которая в современных условиях может означать только юридическую неподчиненность любой власти. Независимость считают признаком, характеризующим внешнее проявление государственного суверенитета и существует в рамках соблюдения норм международного права и независимости других государств.

Кроме общепринятых вышеназванных признаков суверенитета некоторые исследователи еще называют универсальность.Отдельной признаку также считают неотчуждаемость суверенных прав, т.е. невозможность их потери даже при условии, когда осуществление их передано другим субъектам права. По нашему мнению, признаки универсальности и неотчуждаемости суверенных прав охватываются понятием верховенства и поэтому нет необходимости их выделять отдельно.

Неограниченность как признак суверенитета означает формальную свободу устанавливать свое право и заключается в возможности поступать по собственному усмотрению, не подчиняясь никакой власти, однако в рамках права. Поэтому есть два мнения относительно такого признака суверенитета, как неограниченность: 1) государственная власть ограничена, поскольку, выдавая правовые нормы, сама же обязана их придерживаться, 2) не стоит говорить об ограничении или самоограничение государственной власти, поскольку она сама определяет законы и порядок их установления.