Управление Ростехнадзора по Калужской области

Философская и юридическая составляющие правовой антропологии

В. Бегун указывает на три подхода к определению антропологии, развивающийся в юриспруденции: 1) содержательно-этимологический (по происхождению смысла слов) 2) проблемно-обзорная (на основе исторического и содержательного обзора проблематики), 3) практико-функциональный (на основе осмысления практической роли этой области юридических знаний) [6, с.  4.

Относительно первого подхода заметим, что проблема содержательно-этимологического определения антропологии в юриспруденции, не позволяющая однозначно решить вопрос места указанной антропологии в системе юридических наук, обусловлена, на наш взгляд, следующими факторами: а) многообразием терминов, используемых учеными для обозначения одного и той же области знаний, б) неоднозначным пониманием в литературе термин-понятий "правовой" и "юридический", в) отсутствием четких границ между философией права, общей теорией государства и права, юридической социологией (социологией права) и антропологией права. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

На первый взгляд, филологическое толкование понятия "антропология права" позволяет прийти к однозначному выводу о том, что мы имеем дело с "наукой о человеке права", а точнее, о правовой (юридической) человека как называют последнюю В. Нерсесянц, С. Максимов , Ж. Карбонье. Однако в связи с этим встает вопрос: "Кто такой человек права?". С одной стороны, речь идет о человеке, каким его "видит", "формирует" право, а с другой, - кажется, что "человек права" - это термин-понятие, которым констатируются те свойства, характеристики природы и / или сущности биосоциального индивида, благодаря которым он способен создавать право. Учитывая это, антропологию права можно определить в качестве юридической дисциплины, которая, во-первых, исследует человека как существо, которое благодаря определенным своим антропологическим свойствам может быть творцом и носителем права, и, во-вторых, устанавливает закономерности отражения правом желаемого образа самого человека. Из этого следует, что антропология права может иметь две составляющие, два, так сказать, "замеры": философский и юридический. Первый позволяет на теоретическом (метафизическом) уровне установить особенности природы и сущности человека, что делает возможным раскрытие человеческих основ феномена права, а второй, благодаря эмпирическому (позитивистском) изучению различных форм права как явления культуры того или иного социума и теоретическом обобщению полученных данных, обеспечивает определение людиномирних характеристик этого права. Таким образом, в приведенном понимании антропология права имеет междисциплинарный статус. Она конкретизирует общефилософские вопросы о том, что такое человек и предоставляет ему прикладного характера: "Что такое человек юридическая?" или "Что такое человек законопослушный и человек преступная?"Ее интересуют антропологические основания, которые заставляют человека или соблюдать, или нарушать нормы права. Ей важно выяснить, как с антропологической континуума поздравительных, социальных и духовных качеств человека появляются предпосылки права и неправа, закона и преступления и до какой степени деструктивные наклонности людей подлежат правовому блокированию [3, с. 20].

В "Философском энциклопедическом словаре" высказывается мнение, что антропология права исходит из двух основных ипостасей человека: 1) жертвы насилия- 2) застосовувача насилия. Учитывая это, составители словаря считают возможным интерпретировать права человека как средство обмена одного насилия на другое: преступник (застосовувач насилия) вопреки своим собственным интересам, может стать жертвой насилия, которое проявляется в применении к этому преступника мер юридической ответственности за нарушения им чьих прав [1, с. 30].

Следует отметить, что время в отечественной литературе для обозначения антропологии права используется термин-понятие "правовая антропология" (оно, кстати, было отражено и в перечень направлений исследований, определенных паспортом специальности 12.00.12 - "Философия права"). Так, В. Тишков указывает, что правовая антропология - это дисциплина, которая "изучает историко-культурные аспекты правовых норм и систем, то есть природу осуществления порядке в человеческих сообществах, прежде всего через механизмы так называемого" обычного права "[18, с. 6]. Фактически, при таком подходе правовая антропология отождествляется с юридической составляющей антропологии права.