Управление Ростехнадзора по Калужской области

К вопросу о понятии и структуре отечественной антропологии права (статья I)

В данной статье автор исходит из того, что современная антропология составляет систему ризнопредметних дисциплин, которые развиваются в двух парадигмальных плоскостях: в первой - позитивистской-ориентированные антропологические исследования, методология которых главным образом основана на етнолого-антропологическом исследовательском подходе, а во второй - метафизически- ориентированы антропологические исследования, методология которых базируется, прежде всего, на подходе философско-антропологическом.

Одной из таких дисциплин является антропология права, которая в отечественной юридической науке имеет две составляющие - философскую и юридическую.

Проблема человека, так или иначе, присутствует во всех науках, хотя науками и не ограничена."Антропологи не всегда должным оценивали тот факт, что антропология существует не только в торговой лавке, в форте в горах, в погоне за овцами, но и в книге, в статье, в лекции, в музейной экспозиции и в последнее время даже в фильме", - отмечает К. Горке [9, с. 24].Фактически, современная антропология составляет систему ризнопредметних (если не считать единственным предметом антропологии человека, а выделять в качестве предмета ее исследования те или иные закономерности человеческого существования) дисциплин, которые развиваются в двух парадигмальных плоскостях: в первой - позитивистской-ориентированные антропологические исследования, методология которых главным образом основана на етнолого-антропологическом исследовательском подходе, а во второй - метафизически-ориентированные антропологические исследования, методология которых базируется, прежде всего, на подходе философско-антропологическом.

Следует отметить, что в науках антропологическая проблематика отражена по-разному: в некоторых она главная, в некоторых - одна из многих, однако такая, что при соответствующих социальных условий может стать основной и обратить на свое решение все усилия представителей определенной сферы научного знания. Так и возникают новые разновидности антропологии.

И одним из таких разновидностей является антропология права (по другой терминологии - юридическая антропология, правовая антропология, этнологическая юриспруденция, правовое человековедение, юридическая или правовая этнология или юридическое или правовое этнография), по определению которого, как и о многих других отраслей антропологического знания, ученые не имеют единой позиции. Однако общим в их подходах является то, что указанный вид антропологии преимущественно связывается с попыткой освещения особенностей, принципов, средств и способов упорядочения человеческой жизни в различных типах обществ [25], в частности, в примитивных, хотя этой проблематикой и не ограничивается. Одновременно, существует консенсус ученых относительно полидисциплинарной характера антропологии права и его эвристических возможностей [4, с. 30]. При этом право понимается ею как мировой феномен - явление, что: 1) охватывает общество в целом, 2) способно быть главным регулятором конфликтов интересов, возникающих в социальной практике, 3) является доминирующим средством контроля в обществе по сравнению с другими средствами [26, p. 451-452]. Как отмечает Н. Рулан, если бы юристы подробнее исследовали свое собственное общество, они бы лучше понимали, что правовые явления гораздо богаче, чем те представления, к которым часто сводится юридическое знания [17, с. 11].