Управление Ростехнадзора по Калужской области

Теоретические аспекты относительно осуществления суверенной государственной власти

Как член международного сообщества государство испытывает определенные ограничения, она обязана считаться с суверенитет, интересы других государств.  Поэтому, как уже отмечалось, в современных условиях международного сотрудничества имело правовую независимость государственной власти, но не фактическую. Во-первых, каждое государство несет определенные, одинаковых для всех обязательных ограничений, зафиксированных общепризнанными принципами и нормами международного права. Во-вторых, государства, заключая между собой договоры, также идут на определенные ограничения. Суверенитет государства, которое осуществляет свою деятельность во внешнеполитической сфере на основе общепризнанных принципов и норм международного права, не претерпевает поэтому нарушений. Нарушением суверенитета было бы вмешательство в дела, которые относятся к собственной компетенции государства.

Точным является взгляд польского ученого-международника Л. Антоновича на то, что в условиях свободного волеизъявления допускаются любые ограничения - вплоть до самоликвидации государства и объединения с другим государством или государствами. Исследователь подчеркивает, что только с добровольно заключенных соглашений возникают ограничения суверенитета государства. В других случаях речь идет о его нарушения [15, с. 35].

Итак государственная власть не абсолютна и терпит ограничений как во внутренней, так и во внешней сферах. Однако ограничения следует отличать от нарушений суверенитета, которые являются недопустимыми.

Руководствуясь изложенным выше, государственная власть - единственная публичная власть, которая имеет суверенный характер и регулирует общественные отношения на основании юридических норм, применяя только ей присущие государственно-властные методы, а в случае необходимости и государственное принуждение.

Качественным признаком государственной власти является суверенитет, определяющий ее как единую верховную силу, которая легально реализовывает задачи функции государства как политической организации народа. Понятие суверенитета государственной власти раскрывается через полноту суверенных прав, верховенство, единство и неделимость, самостоятельность, независимость и неограниченность государственной власти.

Следовательно теория государственного суверенитета является учением о свойствах государственной власти, принципы ее организации, и функционирования как верховной, независимой, самостоятельной, единой и неделимой. Элементами теории суверенитета является учение о носителе и источник суверенитета, о двух сторонах государственного суверенитета - внутреннюю и внешнюю, об экономическом, политическом и правовом аспектах суверенитета, классификация суверенитета на суверенитет государственной власти, суверенитет народа, суверенитет нации.

Определенной трансформации в современных условиях претерпела такой признак суверенной государственной власти, как неограниченность. Свои функции государственная власть реализует в пределах нормативных (в том числе, учредительных), организационных (организационно-структурных, организационно-функциональных) ограничений, основываясь на принципах верховенства права и разделения властей.