Управление Ростехнадзора по Калужской области

Что следует учесть в процессе привлечения народных депутатов к уголовной ответственности. Часть третья

Верховная Рада рассматривает на пленарном заседании внесено представление о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности народного депутата в определенный ею день, но не позднее семи дней со дня представления соответствующего заключения комитетом.

Решение о предоставлении согласия на привлечение к уголовной ответственности Верховная Рада принимает открытым поименным голосованием большинством голосов народных депутатов от ее конституционного состава, которое оформляется постановлением Верховной Рады. Решение ВР о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности не пересматриваются, кроме случая выявления обстоятельств, которые не были известны Верховной Раде при рассмотрении соответствующего представления.

Проблемные вопросы

Возникает вопрос, до какого момента должно быть получено согласие на привлечение народного депутата к уголовной ответственности. Ответ на него дал Конституционный Суд в своем решении от 27.10.1999 г. № 9-рп/99 (дело о депутатской неприкосновенности), указав, что согласие Верховной Рады на привлечение к уголовной ответственности должно быть получено до предъявления ему обвинения в совершении преступления в соответствии с действующим УПК Украины.

Неясным остается и то, что следует делать с уголовным делом, которое уже возбуждено в отношении народного депутата, но еще не получена согласие ВР на привлечение его к уголовной ответственности? Ведь идут сроки досудебного следствия, оно должно в соответствии с ч. 1 ст. 120 УПК быть закончено в течение двух месяцев. В этот срок включается время с момента возбуждения дела до направления его прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до закрытия или приостановления производства по делу. Учитывая это, вижу необходимым досудебное следствие в такой уголовному делу останавливать с момента выявления статуса народного депутата Украины к получению согласия или отказа в предоставлении согласия ВР на привлечение его к уголовной ответственности, предусмотрев соответствующее основание для приостановления следствия по ст. 206 УПК. Если Верховная Рада даст согласие на привлечение народного депутата к уголовной ответственности - ности - то следователь на основании ст. 210 УПК выносит мотивированное постановление, которым восстанавливает следствие.

В случае, если Верховная Рада примет решение об отказе в предоставлении согласия на привлечение к уголовной ответственности народного депутата, возбуждено уголовное дело, по моему мнению, подлежит закрытию. Кроме того, как отмечает А. Муравин, в случае непредоставленные-ния согласия на привлечение к уголовной ответственности депутат лишается возможности быть оправданным, если он невиновен- Верховная Рада не имеет права решать вопрос о виновности или невиновности лица, поскольку это является исключительной прерогативой суда ( Муравин А. Б. Депутатская неприкосновенность и уголовно-процессуальный закон / / Юридический вестник. - 1997. - № 1. - С. 102).