Управление Ростехнадзора по Калужской области

Порядок привлечения нардепов к уголовной ответственности. Часть вторая
Порядок привлечения нардепов к уголовной ответственности. Часть вторая

Особый порядок привлечения народных депутатов к уголовной ответственности во многих аспектах противоречит Уголовно-процессуальному кодексу Украины (далее - УПК). В частности, правоохранительные органы не могут выполнить требования ст. 2 УПК о скором и полное раскрытие преступлений- ст. 4 УПК об обязанности возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления- ч. 1 ст. 67 УПК, согласно которой право на оценку доказательств имеют только суд, прокурор, следователь и лицо, производящее дознание.

Внесение представления о даче согласия и его рассмотрение

Первым этапом процессуального порядка привлечения народных депутатов к уголовной ответственности является внесение представления о даче согласия на это. Оно инициируется соответственно органами досудебного следствия и судебными органами (далее рассматриваться особый порядок привлечения народных депутатов к уголовной ответственности, инициированный органами досудебного следствия). Такое представление согласно ч. З ст. 213 Регламента ВР должно быть мотивированным и достаточным, содержать конкретные факты и доказательства, подтверждающие факт совершения указанным в представлении лицом общественно опасного деяния, определенного Уголовным кодексом Украины.

Затем такое представление должно быть поддержано и внесено в Верховную Раду Генеральным прокурором Украины. По моему мнению, следует предусмотреть и необходимость согласования такого представления с прокурором по месту проведения предварительного следствия, поскольку именно на прокуратуру Конституцией (п. З ст. 121) возлагается надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие . После этого прокурор передает данное представление вышестоящему прокурору и так до Генерального прокурора. Если же представление не соответствует вышеуказанным требованиям, то согласно ч. 4 ст. 213 Регламента ВР Председатель Верховной Рады возвращает его Генеральному прокурору, о чем сообщает Верховной Раде на ближайшем пленарном заседании ВР. Считаю, что в случае внесения представления Генеральным прокурором о даче согласия на привлечение народных депутатов к уголовной ответственности необходимо предусмотреть обязанность Председателя Верховной Рады принять такое представление.

После этого Председатель ВР предлагает народному депутату, в отношении которого внесено представление о даче согласия на привлечение его к уголовной ответственности, представить в течение пяти дней письменные объяснения комитета, к ведению которого относятся вопросы регламента, и поручает указанному комитету дать заключение о представление о даче согласия на привлечение депутата к уголовной ответственности. Данный комитет согласно ч. 1 ст. 215 Регламента ВР определяет достаточность, законность и обоснованность представления, законность получения доказательств, указанных в представлении, и устанавливает наличие соответствующих жалоб. Подготовку этого вопроса комитет осуществляет в срочном порядке, но в срок не более двадцати дней.