Управление Ростехнадзора по Калужской области

Механизм привлечения народных депутатов к уголовной ответственности

Согласно ст. 6 Конституции Украины государственная власть в Украине осуществляется на основах ее деления на законодательную, исполнительную и судебную. Единственным органом законодательной власти в Украине является парламент - Верховная Рада Украины, которая состоит из 450 народных депутатов. Действующее законодательство предусматривает систему гарантий, призванных обеспечить эффективность деятельности народного депутата. К их числу относится и неприкосновенность народных депутатов.

Сущность депутатского иммунитета

Конституционный Суд Украины в своем решении от 26.06.2003 г. № 12-рп/2003 определил, что депутатская неприкосновенность как элемент статуса народного депутата Украины является конституционной гарантией беспрепятственного и эффективного осуществления им депутатской деятельности (депутатских полномочий). Она не является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер. ее цель - не только обезопасить народного депутата Украины от незаконного вмешательства в его депутатской деятельности, но и способствовать надлежащему функционированию парламента. Депутатская неприкосновенность предусматривает освобождение народного депутата Украины от юридической ответственности в определенных Конституцией случаях и особый порядок его привлечения к уголовной ответственности, задержания, ареста, а также применение иных мер, связанных с ограничением его личных прав и свобод.

Согласно ч. З ст. 80 Конституции Украины народные депутаты не могут быть без согласия Верховной Рады привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы. Причем Конституционный Суд в своем решении от 27.10.1999 г. № 9-рп/99 определил, что привлечение к уголовной ответственности, как стадия уголовного преследования, начинается с момента предъявления лицу обвинения в совершении преступления. Особенности порядка привлечения народного депутата к ответственности в соответствии с ч. З ст. 27 Закона "-О статусе народного депутата Украины"- определяются Конституцией, настоящим Законом и законом о Регламенте Верховной Рады Украины. Прежде всего хочется отметить, что в Украине нет закона о Регламенте Верховной Рады Украины, действует только Регламент Верховной Рады (далее - Регламент ВР), введенный в действие постановлением Верховной Рады, а не законом.

Особый порядок привлечения народных депутатов к уголовной ответственности имеет двоякий характер. Так, с одной стороны, он призван создать надлежащие условия для работы депутатов чтобы исключить незаконное, необоснованное их преследование и, тем самым, гарантировать депутатам независимость, а с другой - особый порядок привлечения к уголовной ответственности не должен превращаться в препятствие для достижения целей уголовного судопроизводства, ограничивать права и законные интересы граждан, нарушать конституционный принцип равенства всех перед законом и судом (Волкотруб С. Г. Иммунитет в уголовном процессе Украины. - Харьков: Консул, 2005. - 39 с). Так, Конституционный Суд Украины в п. 2.2.2 Заключения КС от 11.07.2001 г. № З-в/2001 установил, что неприкосновенность определенной категории должностных лиц - это не их привилегия, она связана с выполнением ими важных государственных функций , а поэтому в соответствии с Конституцией и международно-правовых обязательств Украины не может рассматриваться как гарантия их безнаказанности. Неприкосновенность народных депутатов, Президента и судей лишь специальные условия привлечения их к уголовной ответственности.