Управление Ростехнадзора по Калужской области

Ответственность человека за нарушение Правил дорожного движения: практика и теория

Органы ГАИ

В то же время удобным есть такое предложение: чтобы суды не направляли дела на дополнительное расследование в органы ГАИ, необходимо:

а) четкое соблюдение всех предусмотренных ст. 256 КУоАП требований к содержанию протокола. Как утверждает профессор В. Шкарупа: «Протокол является комплексным источником доказувальнои информации. В нем находится: информация о совершенном правонарушении- информация о лице правонарушителя и его объяснения- объяснения потерпевших, свидетелей и другая информация»-

б) к материалам дела прилагается протокол медицинского освидетельствования лица или заключение по результатам проверки с использованием трубки «Контроль трезвости» при задержании за управление или уклонения лица от прохождения медицинского освидетельствования, которое управляло транспортным средством-

в) предоставлять копии постановлений, протоколов задержания и другие необходимые данные о предыдущем правонарушения-

г) предоставлять достоверные данные о том, кому принадлежит транспортное средство, которым управляла лицо, совершившее правонарушение, в момент его задержания.

Дело о нарушении правил, норм и стандартов, касающихся безопасности дорожного движения, необходимо, во-первых, пронумеровать, составить опись документов и направить в суд с отдельным сопроводительным письмом.

Во-вторых, что касается срока и качества подготовки и рассмотрения судами административных дел указанной категории, то во всех обобщениях областных судов указано 6, 230, что судьи допускают волокиту при рассмотрении этих дел, чем нарушают требования ст. 277 КУпАП, которая установила 15-дневный срок. Действующее законодательство Украины позволяет судье самому провести досудебное расследование, однако судьи идут более легким путем и направляют дело на дополнительное расследование по месту составления протокола.

Распространены случаи, когда судьи не всегда предварительно изучают материалы административного дела, не требуют дополнения их необходимыми документами, а иногда, получив материалы об административных правонарушениях, совсем не уделяют внимания их содержания.

Такой неудовлетворительное состояние с соблюдением требований законодательства нередко приводит к изменению или отмене постановлений судей местных общих судов по делам. Необходимо отметить, что сегодня не выработана единая практика по привлечению к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение правил дорожного движения, в частности если лицо едет транзитом в вечернюю или ночную пору суток, выходные или праздничные дни. Анализируя этот вопрос, С. Каракай отмечает, что значительное количество таких нарушителей не претерпела каких-либо взыскания за того, что не имеет постоянного места жительства или является иностранцем 4, 3. Это означает, что их противоправное деяние остается безнаказанным. В то же время Л. Коваль отмечает, что административная ответственность - это репрессивный вид ответственности, где наказание имеет характер личной казни. Правда, при оформлении соответствующих материалов о совершении иностранцем правонарушении он предупреждается о том, что выезд за пределы Украины лица, которое не уплатило наложенного штрафа, будет расценено как уклонение от его уплаты. В связи с изложенным, нарушителю рекомендуется разрешить все вопросы относительно проведения дела о совершенном правонарушении по месту совершения этого нарушения.

В-третьих, что касается качества и полноты составленных постановлений по делам об административных правонарушениях, то В. Брынцев отмечал, что, рассматривая административные дела признанной категории, некоторые суды изучают их поверхностно, не вникают в ее суть, не проверяют наличия и достаточности всех необходимых материалов, на основании которых принимается решение. Сами постановления не имеют мотивировочной части, не приводятся ссылки привлеченных к ответственности лиц j лиц, дающих показания (понятые, свидетели). В некоторых постановлениях о наложении административного взыскания судьи не указывают время, место, обстоятельства совершения административного проступка, не приводят доказательств виновности правонарушителя, рассуждения и мотивированные выводы относительно того, не уделяют внимания проверке оснований составления протокола или наложения штрафа за предыдущее правонарушение. Например, в постановлении судьи Заречного района Сумской области лаконично непонятное и неграмотно записано: «За управление машиной в нетрезвом состоянии, Кобзарь этот случай признал, его вина доказана материалами дела» 6, 237. На этом фоне предлагается, чтобы каждое постановление судьи по делу об административном правонарушении соответствовало содержанию ст. 283 КУоАП.

Очень жаль, но причины этого явления - в сфере организации деятельности как самих судов, органов ГАИ, так и государственных органов, которые должны обеспечить их нормальную деятельность. Как следствие - не обеспечивается главный принцип административной ответственности за нарушение ПДД - неотвратимость наказания.

Подытоживая, отметим, что при соблюдении этих требований и рекомендаций можно надеяться на законное, правильное и объективное решение каждого дела.


Если вы все же попали в ДТП, главное – это здоровье и жизнь человека. А ремонт мерседес или другого автомобиля – второстепенные вещи, из-за которых не стоит сильно убиваться.