Управление Ростехнадзора по Калужской области

Понятие и современное состояние института взаимной правовой помощи по уголовным делам. Часть третья

Состояние института взаимной правовой помощи

В сфере международного сотрудничества государства взаимодействуют друг с другом по принципу «равный над равным не имеет юрисдикции». Суверенитеты всех государств уровне и их юрисдикции, как проявление их суверенитетов, не имеют преимуществ друг перед другом. Без согласия запрашиваемого государства запрашивающее государство не может, например, осуществить меры принудительного привода свидетеля для дачи показаний.

В то же время понимание суверенитета как неделимого и неотчуждаемого неизбежно уходит в прошлое, как таковое, что противоречит практике, которая свидетельствует о том, что при международном сотрудничестве государств в вопросах оказания взаимной правовой помощи в определенной части есть ограничение суверенитета прав государства, идущего добровольно на эту сделку. Это ограничение допустимо только на взаимной и равной основе. Не может быть абсолютного суверенитета в сфере международного сотрудничества, государства устанавливают свою взаимозависимость друг от друга, и если она равноправная, то не противоречит принципу суверенитета.

Всегда считалось, что уголовно-процессуальное право имеет строго территориальную сферу действия. В 1969 г. соответствующее положение было сформулировано в решении Римского апелляционного суда в следующей редакции: суд не вправе проводить допрос лиц, находящихся на территории другого государства, даже при согласии последнего, поскольку это является нарушением права Италии и суверенитета иностранного государства.

Однако в рассматриваемой области при необходимости сотрудничества в борьбе с преступностью произошли заметные изменения. По взаимному согласию государств нормы уголовно-процессуального права одного из них применяются в сфере юрисдикции другого. При этом нередко производятся следственные действия в третьих странах.

Применение иностранного уголовно-процессуального права осуществляется в рамках национального законодательства и международных обязательств государств. Конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. закрепила общее правило: «При исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое сторона применяет законодательство своей страны. По просьбе запрашивающей стороны оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей Договаривающейся Стороны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны »(ч. 1 ст. 8). Это правило воспроизводится и в двусторонних соглашениях о правовой помощи, где встречаются обоснованные уточнения.

Таким образом, имеем дело с правилами о применении уголовно-процессуального права, с правилами применения одним государством законодательством другого государства в сфере своей территориальной юрисдикции.

Гармонизация уголовных и уголовно-процессуальных кодексов государств путем подписания, например, отдельными европейскими странами соглашения о частичной унификации своих законодательств, создала определенный правовой и процессуальный фундамент, к которому могли присоединиться и другие страны. Регламентация порядка предоставления и истребовании международной правовой помощи путем решения вопросов использования в доказательствах по уголовным делам сведений о фактах, полученные в таком порядке, расширение числа процессуальных действий, которые можно проводить при оказании международной правовой помощи, позволило бы в процессе производства по уголовному делу учитывать интересы запрашивающего государства, проводить следственные действия непосредственно ее представителем без нарушения при этом ограничений, применяемых суверенитетом иностранного государства.