Управление Ростехнадзора по Калужской области

Понятие и современное состояние института взаимной правовой помощи по уголовным делам. Часть вторая

Правовая помощь по уголовным делам

В. Волженкина включает в понятие правовой помощи по уголовным делам не только производство процессуально-следственных действий, но и выдаче, передаче лиц, осужденных иностранными судами, в страну своего гражданства, осуществления уголовного преследования, передачу предметов. На ошибочность такого понимания «правовой помощи в уголовных делах» указывает то, что в ситуациях выдачи обвиняемого, возбуждения уголовного преследования на территории другого государства никакой передачи компетенции не происходит. В первом случае взаимодействие правоохранительных и судебных органов государств не влияет на суть расследуемого дела, поскольку запрашивающее государство только принимает решение о возможности или невозможности выдачи определенного лица не с точки зрения сущности уголовного дела, а с точки зрения соблюдения запрашивающей стороной определенных формальностей. Во втором случае все следственные действия, и что особенно важно, решения принимаются исключительно по усмотрению государства, в производстве которого находится данное уголовное дело.

Расширительное толкование понятия «правовая помощь по уголовным делам» нашло отражение и в проекте новой редакции Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. В ней, в частности, в сферу правовой помощи по уголовным делам включены наряду с выполнением следственных поручений, следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, также и выдача лиц для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение, и осуществления уголовного преследования (статьи 7, 63).

Представляется возможным определить, что взаимная правовая помощь по уголовным делам - это основанная на законодательстве деятельность компетентных органов и должностных лиц запрашиваемого государства по оказанию помощи в досудебном следствии и судебном разбирательстве в производстве процессуально-следственных и оперативно-розыскных действий для получения доказательств в запрашивающего государства в расследований уголовных дел.

Требует решения проблема конфликта юрисдикций государств, возникает при оказании правовой помощи в уголовных делах. В современных условиях, при интенсивных контактах между государствами в вопросах оказания взаимной правовой помощи в уголовных делах, избежать конфликта юрисдикций и порождаемых им проблем довольно трудно. Общепризнанные принципы и нормы международного права не способны разрешить конфликт юрисдикций. Также не способны ее решить и международные договоры, если только не разработаны они специально для этой цели.

Если государство (запрашиваемая) проводит следственные и (или) судебные действия по просьбе другого государства (запрашивающей) в порядке оказания взаимной правовой помощи, то она, безусловно, осуществляет свою юрисдикцию, однако эта юрисдикция не имеет самостоятельной основания, она является делегированной, поскольку сама запрашиваемое государство, производящее процессуальные действия в уголовном деле с иностранным элементом, к соответствующему делу отношений не имеет.

Общим правилом является то, что государство осуществляет полную юрисдикцию в пределах своей территории и ограниченно - в отношении своих граждан за рубежом, а также в пространстве специальной экономической зоны и континентального шельфа. Юрисдикция, осуществляемая в пределах государственной территории, в основе которой лежит территориальный принцип, называется территориальным. За пределами территории, государство осуществляет экстратерриториальный юрисдикцию, в основе которой лежит персональной принцип, в силу которого государство может обязать своих граждан и организаций за рубежом соблюдать свои законы. Основанная на персональном принципе юрисдикция носит в целом ограниченный характер. В случае екстратериториальный юрисдикции (например, при необходимости допросить свидетеля или эксперта, находящегося в пределах государства) запрашивающее государство не может в полной мере осуществить принуждение, не используя при этом дополнительные механизмы воздействия. Даже ежели гражданин запрашиваемого страны национальным законодательством обязуется появится по повестке, присланной ему из-за рубежа, запрашивающее государство не имеет реальных механизмов обеспечения явки свидетелей или экспертов на ее территорию для дачи показаний (аналогичные положения существуют в большинстве двусторонних и многосторонних договоров). Поскольку полная юрисдикция осуществляется в соответствии с территориального принципа, то и конфликт этот принцип с принципом персональной юрисдикции на практике, как правило, решается в пользу первого. Это означает, что национальное уголовно-процессуальное право может действовать только в той мере, в какой оно не противоречит иностранному.