Управление Ростехнадзора по Калужской области

Влияние аномии на нормативное поведение общества. Часть третья

Нормативное поведение общества

Современные западные исследователи предпочитают иметь дело не столько с аномией в ее социологическом смысле, сколько с такой в социально-психологическом смысле. В последнем случае аномия рассматривается, в первую очередь, как следствие внутренних свойств и качеств личности и лишь затем в контексте социальных условий. В социологии преступности изучаются, с одной стороны, такие противоречивые элементы сознания анемической личности, как: чувство беспомощности, пустоты, безответственность и отсутствие моральных целей, а, с другой - исследуется авторитаризм, этноцентризма и политический экстремизм, включая терроризм. Американские ученые А. Коэн, Р. Клоуард и Л. Олин, рассматривая процессы, посредством которых индивидуумы в определенных социальных группах воспринимают образцы доминантного поведения, объединили теорию отклонения концепции девиации как передачи культурных норм.

По социологической теории аномии известного американского социолога Р. К. Мертона, то необходимо отметить следующее. Аномия, по Мертоном, - особое морально-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, характеризующееся распадом системы «моральных ценностей» и «вакуумом идеалов». Мертон считал причиной аномии противоречие между господствующими в США индивидуалистическими «нормами» культуры (стремления к богатству, власти, успеха, выступающие как установки и мотивы жизнедеятельности личности), и существующими институтами, санкционированными средствами достижения данных целей. Последние, по Мертоном, практически лишают подавляющее большинство американцев всякой возможности реализовать поставленные задачи законными путями. Это противоречие, как считает американский социолог, лежит и в основе преступности (бунт индивидуалиста против сдерживающих его законов и правил, создаваемых государственными институтами), апатии и разочарования в жизни (потеря жизненных целей). Мертон рассматривает названное противоречие как конфликт, типичный для индустриального общества.

Теоретики конфликта культур утверждают, что образцы поведения в этой социальной системе являются такими, которые отклоняются, если они оцениваются на основании стандартов других культур.

Что касается социологического понятия «аномия», то оно выражает отношение индивидуумов к нормам и моральных ценностей определенной социальной системы, в которой они живут и действуют. Кроме того, это понятие означает, во-первых, состояние общества, при котором для его членов утрачена значимость социальных норм, предписаний, и поэтому относительно высока частота поведенческих проявлений отклонений от нормы, разрушительное поведение - вплоть до самоубийства. Во-вторых, оно означает отсутствие эталонов, стандартов сравнения с другими людьми, которые позволяют оценить свое социальное положение и выбрать образцы поведения. Это оставляет индивидуума в неопределенном состоянии, без чувства солидарности с конкретной социальной группой. В-третьих, понятие «аномия» означает несоответствие, разрыв между универсальными целями и ожиданиями, одобряемыми в данном обществе, и социальное приемлемыми («санкционированными») средствами их достижения, в силу практической неприемлемости для достижения всех этих целей толкает многих людей на незаконные пути их достижения.

Подытоживая сказанное, можно констатировать следующее. Во-первых, понятие «аномия» является очень перспективным для изучения тех явлений и процессов социальной жизни, которые вызывают напряженность и конфликты в обществе, не поддающиеся описанию в терминах социальных теорий, оперирующих глобальными характеристиками общественной жизнедеятельности (например, марксистское учение о классовой борьбу). Во-вторых, опыт научных исследований Дюркгейма свидетельствует в пользу того, что такие патологические для общества явления, как преступность и другие формы противоправных действий, могут достаточно эффективно анализироваться в рамках социально ориентированной философии права и юридической социологии, использующих юридические понятия «норма», «закон» и т. д., которые отсутствуют в социальной философии и общей социологии. В-третьих, понятие «аномия» в том виде, в каком оно представлено в работах Дюркгейма, уже не отвечает требованиям современного социального познания и нуждается в дальнейшем развитии, особенно в контексте социологии преступности.