Управление Ростехнадзора по Калужской области

Влияние аномии на нормативное поведение общества. Часть вторая

Современная аномия

Согласно идеям Дюркгейма, современная аномия - это результат ненормальных форм разделения труда в капиталистическом обществе, о чем свидетельствуют частые промышленные, торговые и финансовые кризисы, а также антагонизм между трудом и капиталом. Иначе говоря, он использовал понятие аномии, чтобы описать состояние той или иной формы отмены государственного контроля, результатом чего является прекращение функционирования нормативных правил поведения людей, правил их взаимодействия друг с другом.

В такой ситуации люди не знают, чего им ожидать друг от друга и начинают вести ненормативное. Дюркгейм выделяет две концепции аномии, согласно двум главных моделей социально-исторического развития общества. В архаических обществах, которые он называл механическими, имеем дело с не-специализированными видами трудовой деятельности, тогда как в развитых, названных органическими, уровень разделения и специализации труда достаточно высок. В архаических обществах люди ведут себя и думают более или менее однотипно через совместную ориентацию на одинаковые жизненные цели. Когда же общество становится сложным (органичным, а не механическим), усложняется и работа. Вследствие чего жизненные цели в различных социальных групп становятся неодинаковыми, различными становятся и правила социальной жизнедеятельности. В подобном обществе люди больше не связаны друг с другом, их социальные обязательства обезличиваются, превращаются в анонимные. Таким образом, аномия - это ломка социальных норм. Люди перестают находить себе место в обществе, поскольку перестают действовать правила, которые обеспечивают выполнение конкретных социальных ролей. Это приводит к неудовлетворенности жизнью, отклонений в поведении, к конфликтам. В книге «Самоубийство» аномия рассматривается Дюркгеймом как тяжелая моральный кризис, когда на почве общественных потрясений нарушается система правовой и моральной регуляции индивидуального поведения, что приводит к потере: личной равновесия, чувство принадлежности к определенной социальной группе, чувство дисциплины и общественной солидарности. Крайним проявлением этого состояния личности является акт самоубийства. Анемичные самоубийства встречаются тогда, когда в обществе происходят большие изменения вроде экономических кризисов, при которых человек лишается способности приспосабливаться к новым жизненным условиям и вследствие этого теряет связь с обществом. Состояние общественного аномии, то есть отсутствия четких правил и норм поведения, ломка системы ценностей, порождает у людей чувство неустойчивости, беззащитности, дезориентированности, толкает их на самоубийство. Однако, как подчеркивает Дюркгейм, не все общественные кризисы приводят к увеличению числа самоубийств. Так, находясь в состоянии войны, народ обретает общие цели и задачи, которые объединяют общество, способствуют его солидаризации. Если эгоистическое самоубийство преимущественно распространено среди интеллигенции, то анемичный наблюдается, главным образом, в сфере торговли и промышленности в условиях экономического кризиса.

Аномия имеет не только социальную, но и физиологическую основу. Согласно этому Дюркгейм выделяет два вида человеческих потребностей, которые зависят от различных систем регуляции, - физической и общественной. Физически регулируется органической природой человека, границы которой достаточно четкие и понятные. Другое дело с общественными потребностями, рамки которых очень трудно определить, хотя цели не вызывают особых вопросов. До сих жизненных целей относятся: богатство, роскошь, власть. Что касается данных целей, то только мораль может заставить человека к самоконтролю при их достижении. Она позволяет привести в соответствие потребности человека и их возможное удовлетворение 3, 326-328.

В случае внезапного нарушения социального равновесия нормальная нравственная регуляция нарушается, нормальные потребности перестают удовлетворяться. Человек втягивается в борьбу за материальные и духовные блага. Пропасть между ожиданием и реальностью стремительно увеличивается, становясь источником несчастья и непредсказуемых трагедий. Вместе с тем аномия, порождая систематические отклонения от социальных норм, является основой ускорения таких изменений в обществе, которые в перспективе могут позволить свести ныне существующие виды аномии до определенного минимума. Дюркгейм считал, что условия социального здоровья и социальных болезней не должны определяться абстрактно и абсолютно, потому что любой социологический значимый факт может быть отнесен к патологии только этого, конкретного общества. Так, скажем, то, что является нормальным для дикаря, не всегда является нормальным для цивилизованного человека и, наоборот.