Управление Ростехнадзора по Калужской области

Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы: понятие и признаки. Часть третья

Органы государства

Правоохранительная деятельность, как основная форма функционирования специальных органов государства, определяет их отличие не только от других, не правоохранительных органов государства или правоохранительных институтов негосударственной природы (например, адвокатура, частные охранные и детективные агентства в т. ч. частный детектив), но и различие в собственное правоохранительных органах государства.

Многогранность названной деятельности проявляется в ее основных направлениях, которые, в свою очередь, определяют в соответствии функциональное распределение и наличие соответствующих специализаций в системе правоохранительных органов. В частности, к основным направлениям (функций) указанной деятельности ученые относят: прокурорский надзор, досудебное расследование уголовных дел, защита по уголовным и гражданским делам и оказания иной юридической помощи- охрана общественного порядка и безопасности граждан, борьба с преступностью, а также правосудие, и соответственно к основным направлениям - правоохранительные органы, которые осуществляют, а именно: суды, прокуратура, органы, которые обнаруживают и расследуют правонарушения, органы и учреждения юстиции, адвокатуры и некоторые другие, выполняющие правоохранительные функции, или конституционный контроль, правосудие, организационное обеспечение деятельности судов, прокурорский надзор, выявление и расследование преступлений, оказание юридической помощи, и соответственно такие правоохранительные органы, как суды, прокуратура, некоторые из тех органов, которые призваны выявлять и расследовать преступления, органы юстиции.

Начатый в Украине на конституционных принципах процесс создания государства требует четкого определения в нем места и роли правоохранительных органов.

Однако решение этой проблемы связано с определенными трудностями. На сегодня отсутствует конституционное закрепление понятия и системы правоохранительных органов. Во всех предыдущих конституциях термин «правоохранительные органы», даже не употреблялся.

В действующей Конституции Украины данное понятие употребляется только раз (в т. ч. С ст.17), где специальное задание по обеспечению государственной безопасности и защиты государственной границы возлагается на соответствующие воинские формирования и правоохранительные органы государства, организация и порядок деятельности которых определяются законом. В комментарии к этой статье, подготовленной Институтом законодательства Верховной Рады Украины, в правоохранительные органы авторы относят: СБУ, внутренние войска МВД Украины, милицию и некоторые другие государственные структуры, статус которых сейчас определяется подзаконными актами.

В других разделах Конституции термин «правоохранительные органы» не применяется. Например, в ст. 107 приводятся слова: «деятельность органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны». Хотя по должностям в состав Совета национальной безопасности и обороны Украины входят руководители органов, которые традиционно относятся к правоохранительным (Председатель СБУ, министр внутренних дел Украины). Или в ст. 121 Конституции одной из функций прокуратуры является надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие.

Усложняет проблему и отсутствие законодательного определения понятия правоохранительного органа и признаков, по которым ту или иную вновь подразделение мог бы принадлежать к этой категории.

В ст. 2 Закона от 23 декабря 1993 «О государственной защите работников суда и правоохранительных органов» указано: правоохранительные органы - органы прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности, таможенные органы, органы охраны государственной границы, органы государственной налоговой службы, органы и учреждения исполнения наказаний, государственной контрольно-ревизионной службы, рыбоохраны, государственной лесной охраны, другие органы, осуществляющие правоприменительные или правоохранительные функции.

Согласно этому Закону защите подлежат работники суда и правоохранительных органов, указанных выше, а также сотрудники кадрового состава разведывательного органа Министерства обороны Украины и работники Антимонопольного комитета Украины, которые принимают непосредственное участие в: рассмотрении судебных дел во всех инстанциях- производстве и расследовании уголовных дел и дел об административных правонарушениях- оперативно-розыскной деятельности- охране общественного порядка и общественной безопасности- исполнения приговоров, решений, постановлений и постановлений судов, постановлений органов дознания и досудебного следствия и прокуроров- контроле за перемещением людей, транспортных средств, товаров и других предметов или веществ через государственную и таможенную границу Украины- надзоре и контроле исполнения законов.

Необходимо и целесообразно было бы четче законодательное определить систему правоохранительных органов Украины, исходя из содержания правоохранительной деятельности и главных признаков правоохранительных органов. Это следует сделать в связи с тем, что ст. 2 настоящего Закона, которая закрепляет перечень правоохранительных органов Украины, содержит некоторую неопределенность. В частности, кроме перечисленных в ней органов, указаны также «другие органы, осуществляющие правоприменительные или правоохранительные функции». Такая неопределенность не способствует установлению параметров как системы правоохранительных органов Украины в целом, так и отдельного органа, в частности, а также эффективной реализации положений как указанного выше Закона, так и других законодательных актов государства.