Управление Ростехнадзора по Калужской области

К судебно-правовой реформе неизменяемости судей - вопросы теории и практики. Часть вторая

Судебно-правовая реформа

Следующая модель неизменяемости судей предусматривает ограничение ЕЕ определенным, конечно, непродолжительным сроком полномочий, по завершении которого судья подлежит переизбранию или переназначения на должность уже бессрочное. Считаю, этот вид неизменяемости судей может создавать существенное ограничение независимости судей именно в момент приостановки их первого срока полномочий. Органы, осуществляющие формирование судейского корпуса, могут отказать «политическое ненадежном» судьи в утверждении полномочий только по формальным обстоятельствам окончания срока полномочий. Приведенная модель неизменяемости судей предусмотрена в Белоруссии, Украине, России, Молдове, Словакии, Мексике. Например, ст. 145 Конституции Словацкой Республики 6, 481 устанавливает, что судей избирает Национальный Совет по предложению правительства сроком на четыре года. По истечении этого срока опять таки на предложение правительства Национальный Совет избирает судей уже без ограничения во времени.

 

Анализируя приведенные положения этой Конституции, А. Мишин и Б. Страшун отметили, что судья, который избран на срок, имеет заручиться доверием правительства, чтобы быть избранным уже окончательно. Возникает вопрос: а если за это время в правительство придут партии с противоположным политическим знаком? Как в такой обстановке ожидать правосудных решений независимо от политических колебаний в государстве? Следовательно, судья, назначенный впервые на определенный срок, является зависимым от политической ситуации, складывающейся в стране. В этих условиях беспристрастность судьи в принятии решений уже будет зависеть не только от закона и личного совести, но и политической обстановки, в которой судья должен следовать соответствующей субординации. Таким образом, последняя модель неизменяемости судей, связанная с переутверждением судебных полномочий, в той или иной степени создает условия для влияния на независимость судей.

 

В большинстве стран судьи назначаются. Одним из преимуществ такого способа является отсутствие срока занятия судьей должности. Тем самым ни конституции, ни другие законодательные акты Франции, Италии, Испании и других стран не устанавливают указанного срока.

Одновременно в ряде государств-членов СНГ, таких как: Азербайджан, Грузия, Казахстан, Киргизия, Туркменистан на конституционном уровне закреплено правило, по которому судьи назначаются на сроки от 5 до 15 лет в зависимости от уровня суда. Тем самым неизменяемость судей в этих странах не применяется. Считаю, что срок судейских полномочий прямо пропорционально влияет на подчиненность судей органам, которые назначают (выбирают). Чем короче срок полномочий, тем зависимыми становятся судьи. За примерами не нужно далеко ходить: имеем собственный опыт подчинения судей районным и областным советам.

Однако неизменяемость судей не защищает их от увольнения в абсолютной форме. И, как правило, основания освобождения прямо устанавливаются конституциями. Так, основанием для освобождения судьи от должности может быть обвинительный приговор суда в отношении него, который вступил в силу (ст. 115 Конституции Литвы, ст. 129 Конституции Болгарии, ст. 99 Конституции Македонии, ст. 147 Конституции Словакии). Решение об этом принимается органами вроде верховного или конституционного суда (как правило, квалифицированным большинством голосов) или выше советом магистратуры, советом правосудия специальной судебной инстанцией (ст. 107 Конституции Италии, статьи 115 Конституции Литвы, ст. 95 Конституции Армении). В отдельных странах проблема устранения судьи от должности может быть решена только в порядке импичмента (статьи 1 и 2 Конституции США, ст. 78 Конституции Японии).

Прекращение полномочий судьи в некоторых странах также связано с судейской отставкой или увольнением по собственному желанию в случаях нежелание выполнять далее обязанности, достижения пенсионного возраста, других оснований (ст. 88 Конституции Греции, ст. 97 Основного закона ФРГ, ст. 115 Конституции Литвы и т. п.).

Считаю, правовая регламентация на конституционном уровне неизменяемости судей является одной из важных гарантий обеспечения их независимости. Однако интерпретации этого института, конечно, отрицают его правовую природу, мол судья становится неизменяемых из своего первого назначения (избрания). Обычно Суда, которыми органы государственной власти назначают (выбирают) на непродолжительное срок (5-10 лет), становятся зависимыми от политических процессов, которые складываются в государстве. При таких условиях на беспристрастность судьи в принятии законных решений влиять политика центральных государственных органов, на которую он должен постоянно «оглядываться».

Что касается Украины, то принятая в 1992 г. Концепция судебно-правовой реформы Украины  одним из первых вопросов реформирования статуса судьи предусматривала введение судейской неизменяемости как одной из важных гарантий независимости судей от незаконных увольнений и перемещений. Хотя изначально существенным возражением сущности этого института стало положение, согласно которому полномочия судей, назначенных впервые, должны ограничиваться пятилетним сроком. Фактически это означает, что неизменяемость на данных судей не распространяется.

В следующем такая формула судейской неизменяемости воспроизведена в положениях статей 126, 128 Конституции, ст. 16 Закона «О судоустройстве Украины» и ст. 9 Закона «О статусе судей», где указывается, что профессиональные судьи судов общей юрисдикции занимают должности бессрочно, кроме судей, назначаемых на должность впервые. Судьи, избранные бессрочно, пребывают в должности до достижения ими шестидесяти пяти лет. До истечения этого срока они могут быть уволены только по основаниям, указанным в пп. 3-9 ч. 5 ст. 126 Конституции Украины. Эти основания являются важными элементами принципа неизменяемости, а точнее, конституционными исключениями из него. Следовательно, прекращение судейских полномочий плотно граничит с принципом неизменяемости. Вместе специфика статуса профессиональных судей Украины состоит в том, что принципы неизменяемости начинают действовать лишь после избрания судей Верховной Радой Украины бессрочное.