Управление Ростехнадзора по Калужской области

Обеспечение качества и управления ею в органах публичной власти. Часть четвертая

Органы публичной власти

На мой взгляд, когда достижения качества становится главной целью в деятельности организации, каждого подразделения и проникает во все сферы управления, такому подходу всего соответствовал бы аналогичный срок украинском языке - «тотальное управление качеством». Последнее воспринимается как понятие, точнее выражает содержание TQM украинском языке, чем надуманное и расплывчатое «общее управление качеством». Наверное, именно поэтому оно давно и успешно используется на практике.

Ранее уже отмечалось, что при комплексном управлении качеством в системе публичного управления должны приниматься компромиссные (оптимальные) решения между объемами нормативных документов, сроками их разработки и принятия, затратами и качеством. Для наглядности и убедительности можно сравнить переход от комплексного управления качеством к тотальной с заменой системы Птолемея на систему Коперника. Имеется в виду, что не гражданин «бегает» вокруг органа публичной власти, а наоборот, последний «крутится» вокруг гражданина. При этом в привычной пирамиде организации наверху вместо высшего руководства оказывается гражданин, а известное правило «чиновник всегда прав» меняется на «заказчик (гражданин) всегда прав». То есть, в системе публичного управления в этом контексте на первый план при принятии решений должны выступать потребности граждан, общества, страны в целом. И тогда выражение «чиновник всегда прав» исчезнет.

Дальнейшее развитие TQM шел по пути расширения сферы управления качеством, привлечения все большего числа направлений деятельности и факторов, определяющих внутреннюю среду организации. Документально это оформилось при разработке моделей национальных премий в области качества, при присуждении которых именно и учитывался вклад различных элементов в ее обеспечения.

Так, Т. Конти считает, что элементарные модели TQM начали появляться в западных компаниях в начале 80-х гг. Это были модели без определенной структуры, представлявшие собой набор факторов, направленных на удовлетворение потребностей потребителей, привлечение всех работников и постоянное усовершенствование  Таким шагом в развитии TQM была премия М. Болдриджа за качество, введенная в США в 1987 p., что имела четкую структуру критериев: роль руководства, информация и анализ, стратегическое планирование, привлечение персонала, управление процессами, результаты бизнеса и удовлетворения спроса потребителей. После этого Европейский фонд по управлению качеством основал Европейскую премию по качеству, в которой за основу взяты положения премии США приложению критериев, учитывающих удовлетворенность персонала, ресурсы и влияние на общество. Модели TQM, связанные с этими премиями, а также с премией Деминга и японским подходом к TQM. стали основой для дальнейшего развития тотального управления качеством.

Отличительным признаком тотального управления является активное участие всего персонала в обеспечении необходимого качества продукции. Но указанное не означает, что все работники занимаются рационализацией и изобретательством. Наоборот, это означает, что каждый из них, прежде всего, добросовестно делает дело на своем месте. Если аппроксимировать все вышесказанное, то можно увидеть следующее. Для успешного функционирования в органе публичного управления необходимо: руководителям определять цели и направления деятельности (стратегию и политику) в области качества, организовывать деятельность по качеству и обеспечивать ее необходимыми ресурсами, в том числе, квалифицированным персоналом- поддерживать надлежащий уровень мотивации персонала- принимать решения, направлены на достижение необходимого качества работы органа государственного управления- управлениям и отделам, которые готовят решения, следует разрабатывать их в соответствии с необходимыми требованиями и характеристик- соответствующим отделам нужно обеспечивать процесс принятия управленческих решений необходимой информацией, оргтехникой и т. д.- работникам, занятым непосредственно в работе органа публичного управления, добиваться заданных параметров (формировать качество) по мере участия в разработке нормативных актов на рабочих местах.