Управление Ростехнадзора по Калужской области

Обеспечение качества и управления ею в органах публичной власти. Часть третья

Управление качеством

Развитие доктрины человеческих отношений впоследствии стал основой для создания кружков качества, зародившиеся в СЕЛА, но распространились сначала в Японии, а затем в США и других развитых странах. Из приведенного выше следует, что на начальном этапе развития управления качеством было отдельными разрозненными элементами, которые входили в общий процесс управления предприятием. В ходе дальнейшего развития для достижения большего эффекта в решении проблем качества понадобилось теснее увязывание этих элементов. Некоторые ученые считают, что управление качеством было прогнозируемым и выделилось как научное направление 20-х гг. XX в.

В дальнейшем в течение примерно ЗО лет развитие управления качеством шел по пути интеграции накопленных знаний и возникающих элементов в единую систему, в результате чего данное управление приобрело комплексного, системного характера. Принято считать, что понятие комплексного управления качеством введен в 50-х гг. док. А. Фейгенбаум (США). В 1957 г. напечатана его статья «Комплексное управление качеством». Указанная идея заключается в следующем. Поскольку на качество влияет множество различных факторов, необходимо, чтобы при управлении им были выделены основные факторы и все они учитывались бы в процессе функционирования организации. Такое учета и их взаимное влияние, сочетание всех этапов деятельности с работами по качеству выполняемых различными подразделениями, в единую систему - это и является комплексным управлением качеством. Что же касается системы публичного управления, то в этом случае может идти о координации действий подсистем, элементов и компонентов системы, эффективную коммуникацию между ними и внешней средой при разработке и принятии любых нормативно-правовых документов и оказании услуг. Системы комплексного управления качеством начали формироваться в США после Второй мировой войны. Большой вклад в развитие управления качеством вложили У. Деминг и Джуран, которые работали в Японии, им удалось привлечь внимание высшего руководства компаний к важности обеспечения качества продукции и, в частности, к внедрению методов статистического контроля качества. В Японии была вскоре установлена премия Деминга за качество, появились свои исследователи в этой области. Одним из наиболее известных стал проф. К. Исикофе, автор причинно-следственной диаграммы, которая получила название «рыбий скелет». Комплексное управление качеством сформировалось не только в США и Японии, но и в других странах, сегодня занимают ведущие позиции на мировых рынках благодаря конкурентоспособности своей продукции.

Сформировалось оно и в бывшем СССР. В процессе его формирования пройдено несколько этапов. Первый - создание Саратовской системы бездефектного изготовления продукции (БВП), разработанной в середине 50-х гг. Она отвечала принятой за рубежом системе «ноль дефектов». Идея ее заключалась в том, что при сдаче продукции контроллеру ОТК учитывался процент продукции, сданной с первого предъявления. В зависимости от результатов устанавливался уровень морального и материального стимулирования работника. Таким этапом была система бездефектной работы (СБП), которая дополняла БВП тем, что учитывала не только процент сдачи продукции с первого предъявления, но также ритмичность и культуру производства. В 70-х гг. на некоторых предприятиях Львовской области разработана комплексная система управления качеством продукции (КС УЯП), вобравшая элементы ВВП, СБП и опыт других предприятий по управлению качеством. После этого началось широкое внедрение КС УЯП. Происходило это, как тогда было принято, директивным методом. Объявлялись пятилетки качества, все боролись за нее. Лучшим изделиям присваивался «Знак качества». Но эта деятельность не привела и не могла привести к достижению желаемых результатов.

На других предприятиях, хотя и внедряли КС УЯП под давлением Госстандарта, все понимали, что она не решит проблему качества. И поэтому относились к этому как к чисто формальному мероприятию. Однако нельзя не отметить положительную роль КС УЯП в документальном оформлении систем качества, объединении разрозненных элементов управления ею на предприятиях в единую систему, что впоследствии значительно облегчило работу по доведению существующих систем качества требованиям международных стандартов ISO серии 9000 по управлению качеством. В стандартах приводятся те виды деятельности (функции, элементы), что больше всего влияют на качество, опыт работы передовых компаний, рекомендовалось изучать и предсказывать при создании системы качества. В США и Великобритании стандарты сначала применяли министерства обороны при проверках поставщиков, когда заключали контракты на поставки военной техники, а затем начали использовать и во взаимоотношениях заказчиков с поставщиками гражданской продукции. На основе этих стандартов Международной организацией по стандартизации в 1987 г. разработаны и выпущены стандарты ISO серии 9000 по управлению и обеспечению качества продукции. В них элементы для создания систем качества обобщены и представлены в удобной форме, благодаря чему они получили распространение. Речь может идти, что с выходом данных стандартов опыт комплексного управления качеством был логически завершен.

В странах, переходящих к рыночной экономике, в частности в Польше, стандарты ISO 9000 успешно используются в системе органов местного самоуправления и государственного управления. При этом особое внимание уделяется качеству управленческих процессов в органах самоуправления и управления, нормированию исполнительной деятельности, разработке положений об органах публичного управления, должностных инструкций, регламентов функционирования т. д. Безусловно, что и Украина вскоре пойдет по пути применения этих стандартов и CAF.

Развитие управления качеством не остановился на комплексном подходе. Обогащаясь новыми элементами, он постепенно перерос в более широкий подход к такому управлению - в, так называемое, тотальное управление качеством. Есть разные мнения о том, как лучше перевести этот термин на украинский язык. В стандарте ISO 8402 «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь »данный термин переведен как« общее управление качеством »и понимается как подход к управлению организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества.