Управление Ростехнадзора по Калужской области

Обеспечение качества и управления ею в органах публичной власти. Часть вторая

Достижение необходимого качества

Ключевой функцией в достижении необходимого качества управления является мотивация персонала. Практика многолетней, и в основном пока безуспешной «борьбы за качество» в системе публичного управления в нашей стране убедительно свидетельствует, что незаинтересованные работники никогда не обеспечат необходимый уровень качества разработки и применения нормативно-правовых документов, даже при всех прочих благоприятных условиях.

Поэтому знание и использование методов управления персоналом и особенно теорий мотивации имеет первостепенное значение в управлении качеством деятельности названных органов. Новизна данной публикации состоит в анализе научных исследований по проблеме управления качеством и попыткой их адаптации к системе органов публичного управления. При переходе от централизованной плановой экономики к деятельности в условиях рыночной проблема повышения качества в системе указанных органов становится важнейшим условием успешной деятельности последних и оздоровление ситуации в государстве в целом. Никакие инвестиции не спасут страну, если она не в состоянии обеспечить такие законы и другие нормативные документы, которые способствовали бы повышению уровня качества жизни общества. Основой данного подхода является необходимое качество функционирования органов публичного управления. Поэтому, как бы ни было трудно, но для выживания в рыночных условиях последним необходимо постоянно решать проблемы, связанные с обеспечением надлежащего качества своей деятельности. Научно-методическую базу исследования составляют работы из общего менеджмента, теории организаций, системного и функционального анализа, теорий мотивации, международные стандарты качества (ISO 9000, 900, CAF), макроэкономики и т. д.

Коротко остановимся на основных этапах развития управления качеством. Поскольку последнее рассматривается в публикации как один из аспектов общего управления, то логично искать его начало в истории производственного менеджмента. О практике управления говорится, что она стара как мир. Доисторические люди жили организованными управляемыми группами. В этом смысле роль и значение управления определил П. Дракер: управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в организацию. Необходимость полного учета человеческого фактора в повышении эффективности производства и качества продукции подчеркивали Э. Мэйо, А. Мас-лоу, Мак Грегир, С. Херцберг и Мэри Фоллет, которую по аналогии с «отцом научного менеджмента» - Тейлором - иногда называют «мать ' ю современного менеджмента ».

Для организации управленческого процесса и построения концептуальной модели управления качеством особое значение имеет процедуры и подход к управлению. Первый шаг в разработке концепции указанного подхода сделал А. Файоль. Он считал, что для управления необходимо выполнять пять основных функций: планирование, организацию, распоряжение, координацию и контроль. Но эти функции он рассматривал как независимые друг от друга, поэтому говорить о подходе в современном понимании было рано. При дальнейшем разработке указанный подход дополнен функциями мотивации, информации, принятия решений и т. п. Причем в процессе управления данные функции стали рассматриваться уже не как разрозненные, а как логически взаимосвязаны, такие, образующих непрерывный процесс воздействия на производство. Современный процессный подход управлением организацией как непрерывный цепь логически взаимосвязанных, последовательно выполняемых функций, влияющих на функционирование организации.

В управлении качеством используются те же управленческие функции, и в управлении организации в целом. Только они направлены на достижение качества. Поэтому, применяя процессный подход, можно построить концептуальную модель управления качеством, а затем, согласно ему, рассмотреть методы выполнения каждой функции (методологию управления качеством).