Управление Ростехнадзора по Калужской области

Феномен государственного органа (органа государства) или органа государственной власти: теоретико-правовой и конституционный аспекты. Часть третья

Принцип распределения власти

Принцип распределения власти иногда ошибочно трактуется как таковой, удостоверяющий наличие у государства трех властей с особыми полномочиями. Однако по сложившейся юридической теорией полномочиями наделены государственные органы и должностные лица, а не условные «ветви». Фактически в Конституции Украины говорится о трех главных функции государственной власти, которые реализуются специализированными органами. Никаких «ветвей власти» и их полномочий в Конституции Украины не предусмотрено.

Закрепив принцип разделения властей как принцип организации и осуществления государственной власти, ее авторы тем самым акцентировала на том, что власть реализуется прежде органами, которые определены как органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Изложенное не исключает возможности научной формулировке других функций государственной власти, чем упомянутые три главных. Ведь его содержание не ограничивается содержанию полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти, хотя именно эти полномочия объективно составляют его основу.

Главным является не подходящее место, а содержание полномочий конкретных государственных органов, в особенности компетенционных связей с другими органами. Попытки квалифицировать новые отрасли («ветви») власти, иные, чем те, которые есть конституционное обусловленными, вряд ли являются конструктивными. По этому поводу можно сослаться на современного исследователя Ю. М. Козлова, который, отстаивая практическую ценность идеи распределения властей, оценивал как «чисто арифметическое, а потому формальный подход, когда власть дробится на элементы, соответствующие системе государственных органов, состоящая из или других (нередко субъективных) причин ». Такая оценка является адекватной состояния отечественной юридической теории. Конструирование любой четвертой, пятой и т. д. ветви власти не создаст дополнительных возможностей по усовершенствованию функционирования государственного механизма.

Термин «орган государственной власти» является выходным по Конституции Украины. Производными от него есть термины «орган законодательной власти», «орган исполнительной власти» и «орган судебной власти» («суд»). В конституционном тексте используются и другие термины, составляющей которых является слово «орган». В частности, в части второй ст. 59 упомянуто государственные органы. По содержанию положения части третьей ст. 5 в косвенной форме использован термин «орган». Комплексный анализ положений Основного Закона позволяет сделать вывод, что на соответствующем уровне термины «орган государственной власти» и «государственный орган» («орган») употребляются как синонимы. Об органах отношении государства в Конституции Украины речь идет не только в контексте распределения власти. Например, в части третьей ст. 17 использован унаследованный из практики советских времен термин «правоохранительные органы государства», который, по сути, является эвфемизмом.

В литературе, изданной еще в советские времена, сформулированные определения государственного органа, которых в целом придерживаются отечественные авторы. Практически все соответствующие определения опираются на выделение определенных признаков государственного органа. К таким признакам прежде отнесены отдельность органа как относительно самостоятельной части государственного механизма (аппарата) и его наделения государственно-властными полномочиями с целью непосредственного участия в peaлизации функций государства. Тем самым государственный орган - это специальная и относительно самостоятельная часть (элемент) механизма государства, которая наделена юридическое установленными властными полномочиями для осуществления определенных задач, непосредственно связанных с реализацией той или иной функции государства. Главным является то, что власти государства не распределяется между его органами и является целостным явлением: государственные органы наделены не частями власти, а полномочиями.

По содержанию полномочий государственный орган имеет право издавать акты (властные предписания), которые создают юридические последствия внешне самого органа и являются обязательными для других субъектов права. Реализация этих актов в необходимых случаях обеспечивается государственным принуждением. При этом природу государственного органа не может изменить объем, больший или меньший, его полномочий. Распространенным является подход, согласно которому полномочия органа составляют его компетенцию. Вместе компетенцию государственного органа нередко определяют как совокупность не только полномочий, но и предметов ведения, являющихся сферами общественных отношений, в которых соответствующий орган является компетентным. Компетенция государственного органа объективно происходит от самого государства. Она обязательно фиксируется в правовых формах, а по ее содержанию определяется статус органа.