Управление Ростехнадзора по Калужской области

Феномен государственного органа (органа государства) или органа государственной власти: теоретико-правовой и конституционный аспекты

Феномен государственного органа

Основополагающую значимость для выяснения содержания и форм государственного властвования имеет понятия государственного органа (органа государства) или органа государственной власти. Практически всегда государство воспринималось как своеобразный агрегат, сложное образование, совокупность или система определенных элементов. И хотя о государственных органах в том или ином словесном выражении стали писать только в новых исторических времен, уже первые определение государства, по сути, содержали предсказания о существовании соответствующих составляющих государственной организации.

Еще в античные времена государство рассматривалось как человеческий организм (Платон). Иранистические взгляды на государство были распространены в средневековье. В дальнейшем они нашли отражение в целостной теории, известной как органическая. Эта теория постепенно отошла от антропогенных оценок государства и уже в XVII в. находилась на позициях ее характеристики как политического организма. Органистические взгляды в том же XVII в. формулировались и отдельными представителями естественно-правового учения о государстве (Гоббс). Характеристика государства как политического организма послужила в дальнейшем доктринальном определению понятий государственного механизма и государственного органа, генетически связанных с развитием теории и практики конституционализма. Уже в первых основных законах были установлены основы функционирования государственного механизма и его важнейших составляющих, хотя упомянутые понятия в них не сформулированы и соответствующие сроки не использовались.

Понятие государственного органа вступило потребления в XIX веке, когда на почве распространения идей народного суверенитета и разделения властей сложилась представление о государстве как средство осуществления власти, народу '. Это средство (механизм) рассматривалось как объективно имеющий сложную организацию, элементами которой являются государственные органы. Уже Ш. Монтескье, опровергая практику функциональной неделимости государственной власти во времена феодального абсолютизма, намекал на классификацию государственных органов по смыслу предлагаемой им концепции распределения власти. Однако главным в его концепции было разграничение трех властей как политическое обусловленных и относительно самостоятельных явлений, а не определение главных функций (законотворчество, государственное управление, правосудие) в рамках единой государственной власти с выделением органов, предназначенных для их осуществления.

Концепция распределения властей сыграла важную роль для становления теории компетенции государственных органов. Будучи одной из основ конституционализма, она, по сути, требовала определения границ властвования, осуществляемых с содержанием законодательной, исполнительной и судебной властей. Концепция предусматривала отказ от любой произвольности в средствах и формах осуществления властвования. Ограничения и формализация сферы государственной власти, что является одним из признаков так называемой конституционного государства, требовали разработки абстрактного по смыслу научного инструментария. Именно в XIX в. формулируются такие понятия, как компетенция и полномочия. Тогда же предлагаются более или менее обобщенные тезисы относительно государственных органов и их различные классификации.

Первоисточником отечественных теоретических конструкций относительно государственных органов следует считать взгляды немецких ученых XIX века, наиболее известным из которых является Г. Еллинек. Этот автор предложил, по сути, целостную теорию государственных органов. Отмечая «многочисленность» органов современной ему государства, он сформулировал своеобразный постулат, по которому «необходимость государственных органов следует уже из самой сути государства как единого организованного союза». Тем самым косвенно удостоверялось формальное понятие государственного органа - структурный элемент «единого организованного союза». При этом ученый отмечал, что не существует «двух человек - лица государства и лица органа, которые были между собой в правовых отношениях- государство и орган, наоборот, образуют единое целое». По его мнению, государство может существовать лишь опосредованно через существования своих органов, вне которых она является «юридическим ничто». Однако органы выражают не свою волю, а волю государства. Поэтому они практически не являются самодостаточными субъектами права.