Управление Ростехнадзора по Калужской области

Структурные компоненты формирования теоретических основ государственных регуляторных мер по воздействию на социально-экономические отношения. Часть вторая

Формирование теоретических основ

Функционирование социальной системы рассматривается как практическая деятельность людей, входящих в нее. Таким образом, именно благодаря деятельности реализуется конкретное назначение каждого лица, которое, в свою очередь, включается в существующие общественные отношения. Как отмечает В. Кузнецов, предложенное понятие функций (в его общем смысле) должно отразить суть деятельности, то есть функции рассматриваются как характеристика деятельности, отражающий суть последней.

Тем не менее, считается, что предложенная суть функционирования любой социальной системы (особенно, в отношении системы государственных органов как предмета правового исследования) отражает лишь одну сторону, кстати, производную, поскольку возможность каждого первичного элемента системы реализовывать любые функции являются его полномочиями, которые, в свою очередь, присущие тому или другому государственному органу в целом, а следовательно, указанный элемент выступает в социальных процессах не сам по себе, а как носитель воли государства, которое осуществляет свое влияние через сеть органов. Отсюда также следует, что выяснение сути социальной системы связано с четким определением функционального аспекта ее составных частей.

Также надо учитывать, что функционирование системы может рассматриваться в двух измерениях: внешнем и внутреннем. Внутреннее функционирование социальной системы это деятельность, которая не влияет на посторонние объекты. Она выполняет обеспечивающую, вспомогательную роль по отношению внешней деятельности, которая проявляется как следствие влияния на посторонние объекты. В этом отношении особенно важным выступает понимание того, что если внутреннее функционирование позволяет рассматривать социальную систему саму по себе, изолированно, то внешнее обязательно предполагает рассмотрение последней как относительно самостоятельной, автономной единицы в рамках значительно более сложного и широкого образования. Указанное образование связано с социальной системой посредством сети системных каналов и выступает по отношению к ней как внешнюю среду. Таким образом, внешнее функционирование системы означает, по сути, особый тип ее взаимосвязи с внешней средой.

В свою очередь, понятие среды не сводится к констатации сосуществования социальной системы с более широким образованием, а требует выявления наиболее существенных связей этой системы с окружающей действительностью, то есть таких связей, которые не только обусловливают возможность функционирования системы, но кардинальным образом определяют необходимость, содержание и направленность указанного функционирования. Чтобы подчеркнуть особое место той области внешней среды, наиболее активно влияет на характер функционирования социальной системы, В. Аверьянов определил его как «непосредственное внешняя среда». Именно последнее, по мнению ученого, выступает объективной предпосылкой функционирования социальной системы. Благодаря этому функции существуют как выражение определенной согласованности системы и ее внешней среды, как средство приспособления системы к динамике общественных процессов, на которые она должна влиять.

Значение этого положения для анализа сути системы заключается в том, что непосредственным внешней средой системы органов выступает (за соответствующими функциями системы органов или отдельного органа) и соответствующий объект воздействия. Именно поэтому направленность деятельности органов государства как целостной системы на объект воздействия выступает необходимым условием должного понимания сути системы указанных органов.

В связи с этим и оптимизация соответствия между организационной структурой и функциями государственных органов, влияющих на общественные отношения в отраслях, должна быть направлена главным образом не на обеспечение внутренних потребностей самих органов, а, главным образом, на обеспечение потребностей об ' активизации процессов на который осуществляется воздействие.

Еще одна важная характеристика понятия системы государственных органов следует из того, что объективные потребности непосредственного внешней среды социальной системы достаточно сложны и разнообразны. Соответственно такой же сложный и содержание деятельности системы, поскольку он должен быть подчинен задаче обеспечения указанных потребностей. Это означает, что упомянутое содержание должно быть разделено на относительно самостоятельные и обособленные, специализированные составные части. Последние выступают результатом специализации деятельности социальной системы и характеризуют некоторые однородные звена приложения усилий по обеспечению тех или иных законных требований непосредственно внешней среды, важным компонентом которого выступают объекты воздействия. Указанные выше части деятельности социальной системы правомерно рассматривать как функцию социальной системы.